Общая информация о конференции. Отчёт о проведении студенческой конференции Отчет о научно практической конференции в школе

  • Дата: 21.09.2022

Отчёт о проведении студенческой конференции в рамках конкурса научно-исследовательских и проектных работ

«Лучшая учебно-исследовательская и проектная работа студентов»

В соответствии с планом работы КГА ПОУ «ДИТК» на 2015-2016 учебный год 27апреля 2016 года в колледже состояласьстуденческая конференция в рамках конкурса научно-исследовательских и проектных работ «Лучшая учебно-исследовательская и проектная работа студентов».

Цель проведения – стимулирование интереса студентов к изучению и исследованию актуальных проблем в различных областях знаний и жизнедеятельности. Повышение престижа и популяризация научных знаний и интеллектуально-творческой деятельности среди студентов.Выявление и поддержка творческих, талантливых студентов. Предоставление им возможности заявить о себе, поощрение лучших достижений. Формирование предпосылок к социальной адаптации студентов, развитие у них коммуникативных навыков. Обмен опытом в интересах дальнейшего повышения уровня проектной и исследовательской деятельности. Создание электронной коллекции творческих работ студентов, которую можно использовать в учебном процессе.Выявление и поощрение педагогов, ведущих учебно-исследовательскую работу со студентами.

На Конференцию было представлено – 8 студенческих работ. Наиболее активными стали студенты группы 201 по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»

Оценивало работы участников конференции компетентное жюри. Состав экспертной комиссии:

  1. Матвеева Валентина Геннадьевна , директор КГА ПОУ «ДИТК» – председатель экспертной комиссии

Члены экспертной комиссии:

  1. Кустова Тамара Васильевна , старший мастер
  2. , заместитель директора по развитию филиала ДВФУ в г. Дальнегорске
  3. Ошкина Дарья , студентка группы 302 «Секретарь»
  4. Москаленко Максим , студент группы 303 «электромонтер по РОЭ»

Участниками Конференции стали студенты различных профессий, научными руководителями которых стали преподаватели общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, мастера производственного обучения.

Участников Конференции приветствовали директор колледжа Валентина Геннадьевна Матвеева и заместитель директора по развитию филиала ДВФУ в г. Дальнегорске Горяченко Екатерина Андреевна . На Конференции были представлены научно-исследовательские, учебно-исследовательские работы и творческие проекты. Познакомились с современными информационными технологиями.

Общие сведения об участниках студенческой Конференции и итоги представлены в таблице.

Таблица 1 –Сведения об участниках студенческой Конференции. Итоги Конференции.

№ п/п ФИО студента — участника группа Профессия Номинация Название работы Научный руководитель Итоги конференции
1 Коптева Виктория Константиновна 201 Мессенджеры в нашей жизни Лакийчук Михаил Вениами нович 84,7 баллов

III место

Диплом

2 Тихонова Татьяна Андреевна 201 Наладчик аппаратного и программного обеспечения Жевательная резинка-вред или польза? Фертикова Елена Николаевна 83,1 баллов

Сертификат участника

3 Зырянова Валерия Алексеевна 201 Наладчик аппаратного и программного обеспечения Научно-исследовательская работа Игровая деятельность как ценность современного студента Архипова Елена Николаевна 87 баллов

II место

Диплом

4 Давыдова Екатерина Анатольевна 201 Наладчик аппаратного и программного обеспечения Учебно-исследовательская работа Глобальные проблемы современности Зикеева Ольга Николаевна 74,8 баллов

Сертификат участника

5 Осачёв Кирилл Юрьевич 204 Автомеханик Творческий проект Автомобиль моей мечты Трофимова Дилноза Файзуллаевна 91,4 балла

I место

Диплом

6 Перееденко Инна Андреевна; Акимова Светлана Георгиевна 106 Повар, кондитер Учебно-исследовательская работа «Энергетические напитки и их влияние на организм человека» Ильина Ольга Борисовна 83 балла

Сертификат участника

7 Покрепина Екатерина Николаевна 106 Повар, кондитер Учебно-исследовательская работа Кулинарное путешествие по произведению Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» Кобылкевич Елена Юрьевна

Спицына Валентина Ивановна

80,9 баллов

Сертификат участника

8 Капустин Сергей Сергеевич 203 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

(по отраслям)

Творческий проект Семейные династии энергетиков как залог профессионального мастерства 84,7 баллов

III место

Диплом

Защиту своих работ участники Конференции проводили в форме презентации.

На Конференции был представлен автомобиль от начала и до конца придуманный студентом группы 204 по профессии «Автомеханик» Осачёвым Кириллом и собранный его руками.

Доклады, представленные на Конференции, вызвали живой интерес у участников. Докладчикам задавали вопросы, интересовались содержанием работ.






Для большинства студентов участие в Конференции – первый шаг в науку. Конечно, не все и у всех получилось. Не все из представленных работ являлись оригинальными исследованиями авторов, но доклады затрагивали актуальные и насущные проблемы современного общества и образовательного процесса в целом. Исследования содержали элементы новизны, были ориентированы на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса. Темы, выбранные конкурсантами, в основном такие, которые исследованы недостаточно или не рассматривалась под таким углом зрения.Ценным явилось творчество, интеллектуальная продуктивность, генерация новых идей студентами. Обязательным каждой исследовательской работы должна была являться практическая часть, основанная на собственных исследованиях автора. Все без исключения конкурсанты продемонстрировали практический раздел своих работ, представив самостоятельность изысканий.

Участие в Конференции для студентов – это хороший урок публичного выступления, где они оттачивали свое мастерство выражать мысли. Публичные выступления развивают уверенность и повышают самооценку.

Результатом обсуждения стали выводы и рекомендации участникам Конференции:

  1. Давыдовой Екатерине продолжить работу по изучению глобальных проблем современности, расширив категорию респондентов. Материал можно использовать на уроках обществознания.
  2. Коптевой Виктории предложено доработать материал и отправить свою работу для публикации в сборник научных статей филиала ДВФУ.
  3. Зыряновой Валерии, Тихоновой ТатьянеТатьяне, Перееденко Инне и Акимовой Светлане использовать свои исследования с целью просветительской работы среди студентов колледжа и школьников Дальнегорского городского округа.
  4. Покрепиной Екатерине продолжить работу в плане изучения различных блюд через знакомство с бессмертными произведениями русской классики. Кулинарные рецепты использовать на уроках учебной практики.
  5. Научная статья Капустина Сергея «Семейные династии энергетиков как залог профессионального мастерства» рекомендована к публикации в СМИ. Материал может быть использован и для оформления уголка «Наши династии» в музее колледжа.
  6. Исследовательский проект студентаОсачева Кирилла может быть представлен на сайте профтехобразования.
  7. По материалам Конференции создать электронный сборник статей студенческих работ.

Все студенты-победители Конференции получили Дипломы, участники — Сертификаты. Научные руководители, подготовившие студентов, награждены Грамотами.

Итоги работы Конференции освещались в СМИ (телевидение ДГО, канал ДальТВ)

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!

Руководители конкурса:

Деремешко Ольга Дмитриевна , заместитель директора по УМиНР

Бутковская Наталья Александровна , руководитель СНИПС(студенческое научно-исследовательское профессиональное сообщество)

Отчет о проведении конференции
«Эффект профессионального развития педагогов при использовании
Интернет-ресурсов», в том числе:

· программа конференции;

· список участников конференции (регистрационные листы);

В отчет о проведении конференции «Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов» представлены:

1. Программа конференции (полная программа – в буклете):

9.00-10.00 - Регистрация

10.00-10.30 - Приветствие участников

· , к. п.н., заместитель министра образования Оренбургской области

· , к. п.н., директор ГУ «РЦРО»

· , руководитель структурного подразделения ГУ «РЦРО», региональный координатор проекта «ИСО»

10.30-12.30 - Пленарные доклады

1. Итоги реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» Оренбуржья в рамках проекта «ИСО» - И., к. п.н., зам. директора ГУ «РЦРО», региональный руководитель проекта «ИСО»

2. Роль региональной системы повышения квалификации работников образования в реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» - , старший преподаватель ИПКиППРО ОГПУ, региональный координатор Соисполнителя проекта «ИСО»

12.30-14.00 - Перерыв на обед (ауд.5). Переезд проектной группы в Министерство образования ()

14.00-17.00 - Телемост «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов Оренбуржья: региональный аспект» (4 точки общения; в перерыве-кофе-пауза).

10.00-11.30 - Круглый стол «Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов»

11.30-12.00 - Кофе-пауза

12.00-13.00 - Принятие решений. Подведение итогов конференции.

2. Список участников конференции (регистрационные листы);

3. Материалы конференции:

3.1. Аналитический отчет

В конференции приняли участие 70 человек. Однако, в ходе телемоста (отчет – приложении 2.3.) количество участников увеличилось до 123 человек.

Демонстрационная презентация для участников конференции (просмотр) позволила до начала конференции видеть все запланированные мероприятия и задействованные площадки.

Приветствие участников конференции начал заместитель министра образования – , который обозначил значимость проекта «ИСО» в развитии региональной системы образования и пожелал плодотворной работы в ходе двух дней конференции всем ее участникам.

На конференции прозвучали два пленарных доклада:

1. Итоги реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» Оренбуржья в рамках проекта «ИСО» - И., к. п.н., зам. директора ГУ «РЦРО», региональный руководитель проекта «ИСО» (просмотр доклада). Докладчик провел презентацию разработанных в ходе реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» ресурсов, обозначив уровень адаптации каждого из ресурсов и обсудив с участниками перспективу использования в педагогической практике уже имеющихся ресурсов, а также планы на будущее, как по разработке, так и по использованию ресурсов и подготовке кадров по проблемам использования ИКТ и современных педагогических инициатив. В докладе был сделан акцент на значимость Интернет-поддержки профессионального развития педагога.

2. Роль региональной системы повышения квалификации работников образования в реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» - , старший преподаватель ИПКиППРО ОГПУ, региональный координатор Соисполнителя проекта «ИСО» (просмотр доклада). Докладчик посвятил свое выступление на презентацию разработанных ресурсов, важных и необходимых для развития профессионального уровня педагогов в области становления и развития профильного обучения.

3.2. Круглый стол «Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов»

На Круглый стол были вынесены следующие вопросы для обсуждения:

1. Каковы средства сетевого профессионального взаимодействия педагогов?

· , г. Оренбург, РЦРО. Тема сообщения: Портал "Сеть творческих учителей" как средство сетевого профессинаонального взаимодействия педагогов

· , Бугурусланский район, МОУ Михайловская СОШ. Тема сообщения: Формирование представлений о структуре и способах создания и применения Интернет-ресурсов на примере курсов по программе Майкрософт "Академия учителей"

2. Учебник или Интернет?

    , ОГПУ, г. Оренбург. Тема сообщения: Учебный курс «Планета Delphi» (объектно-ориентированное программирование на языке Delphi) – просмотр сообщения, МОУ Марьевская СОШ, Октябрьский район. Тема сообщения: Учебник или интернет? (просмотр презентации)

3. Как использование Интернет ресурсов влияет на профессиональный рост педагогов?

Регион / территория

Организация

Должность

Тема сообщения

Бугурусланский район

методист

Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов в ОУ Бугурусланского района (просмотр сообщения)

г. Сорочинск

МОУ СОШ №3

учитель информатики

Общая характеристика состояния системы образования МОУ «СОШ №3» г. Сорочинска (просмотр сообщения)

Абдулинский район

МОУ СОШ №3

психолог

Использование Интернет-ресурсов
в работе школьного психолога (просмотр сообщения)

Ташлинский район

МОУ Калининская СОШ

заместитель директора, учитель истории

Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов (просмотр сообщения)

Абдулинский район

МОУ СОШ №3

учитель географии

Использование Интернет ресурсов для профессионального роста педагога (просмотр сообщения)

г. Сорочинск

МОУ СОШ №1

учитель ИКТ

Хороший педагог сегодня – педагог использующий Интернет-ресурсы (просмотр сообщения)

Октябрьский район

МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа»

Использование Интернет-ресурсов в МОУ «Междугорная основная общеобразовательная школа» Октябрьского района (посмотреть сообщение)

3.3. Видеосюжет, прошедший в СМИ (просмотр: региональное телевидение «Планета»).

3.4.Образец свидетельства участника конференции (просмотр)

3.5.Решение конференции.

Решение

конференции «Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов»

Конференция прошла при поддержке Национального кадра подготовки кадров, министерства образования Оренбургской области, высокой активности и большой заинтересованности участников, работающих в различных типах образовательных учреждений и различных муниципалитетах Оренбургской области. Проходил интенсивный обмен мнениями и информацией между участниками. Материалы конференции доступны на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» www. ***** .

В рамках конференции было отмечено следующее:

1. Термин «Интернет-ресурсы» в последнее время прочно вошел в лексикон педагогических и административных работников образовательных учреждений, несмотря на отсутствие однозначного определения этого термина. Каждый пользователь сети Интернет, исходя из приобретенного опыта, в понятие Интернет-ресурсы вкладывает определенный смысл, собственную трактовку. Можно сказать, что данное понятие имеет собирательный образ, включающий в себя несколько аспектов представления и использования информации. К Интернет-ресурсам относятся: электронная почта; система телекоммуникаций Usenet; система файловых архивов; базы данных WWW; базы данных (Gopher); базы данных (WAIS); информационные ресурсы (LISTSERV); справочная служба; поисковые машины и др.

2. Под Интернет-ресурсами понимается размещенная на сайтах Интернет (серверах) текстовая, графическая, фактографическая и мультимедиа информация, которая может быть доступна пользователя по его запросу в форме файлов или наборов файлов (в том числе архивов) различных форматов (HTML, DOC, PDF, TXT и др.). Использование (чтение, копирование, просмотр) этой информации требует наличия соответствующих программных средств (браузеров) на компьютере пользователя. На сервере образовательного учреждения (учебного центра) информация может храниться статически (в файлах) или формироваться динамически в зависимости от запроса пользователя (из базы данных). К Интернет-ресурсам также относятся размещенные на серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования.

3. Интернет-ресурсы для образовательного процесса - это носители информации, представляющие собой значительный объем образовательных ресурсов, постоянно обновляющихся и являющихся доступными любое время удаленному пользователю. Под образовательными Интернет-ресурсами следует понимать ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения определенных категорий обучающихся: школьников, студентов, педагогов, руководителей школ и пр. К образовательным Интернет-ресурсам будем относить учебно-методические, научно-методические и дополнительные текстовые и иллюстративные материалы, системы контроля и самоконтроля и другие ресурсы, ориентированные на определенные предметные области и доступные для пользователей Интернет.

4. Интернет-ресурсы могут быть предназначены как для одного пользователя (например, учителя или ученика), так и для информационного обеспечения системы образования определенного уровня (школьного, муниципального, регионального, федерального, международного). Правовая, нормативная, статистическая, справочная информация также относится к Интернет-ресурсам, без которой не может быть эффективной деятельность образовательных учреждений или органов управления образованием.

Постановляющая часть

Участники конференции приняли решение:

1. Проектной группе ГУ «Региональный центр развития педагогов» продолжать вести работу по всем направлениям программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», вовлекая передовые педагогические инициативы.

2. Продолжать работу по содержательному наполнению и модернизации сайтов www. ***** и www. *****

3. Продолжить работу по активизации слушателей курсов повышения квалификации и участников зональных и региональных обучающих семинаров на Оренбургском педагогическом форуме.

4. Выйти с предложением к Министерству образования Оренбургской области с предложением совершенствования существующих учебных программ , связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности педагогов, в частности по подготовке к использованию современных Интернет-ресурсов и Интернте-технологий.

5. Инициировать руководство школ и педагогов образовательных учреждений к эффективному использованию Интернет-ресурсов при изучении различных предметных областей и собственного профессионального развития, ориентируя на создание следующих условий:

    интеграция современных Интернет-ресурсов с традиционными учебными и методическими пособиями; мотивация творческого и интеллектуального потенциала субъектов обучения за счет самоорганизации, умения применять ИКТ в профессиональной и повседневной деятельности; моделирование индивидуальных маршрутов обучения и коммуникативных ситуаций с учетом индивидуальных особенностей субъектов обучения.

6. Продолжить работу педагогической гостиной, в рамках которой буду общаться преподаватели, стремящиеся к применению Интернет-ресурсов в образовательной деятельности . Они должны выступать специалистами в области информационно-коммуникативных технологий и обладать стремлением к непрерывному профессиональному росту в области использования современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий. Они должны понимать принципы:

· назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной сети;

· хранения и передачи информации внутри сети;

· построения основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

· организации и проведения телекоммуникационных проектов, тематических телеконференций;

· методических особенностей организации учебного процесса в сети, основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета.

7. Учитывая возрастающий интерес педагогов современной школы к проблеме использования Интернет-ресурсов и Интернет-технологий в школьной практике, инициировать на уровне министерства образования Оренбургской области значимость проблемы непрерывного повышения уровня информационной культуры учителей высшей, первой и второй квалификационной категории. Для них обязательными должны быть умения работы в электронной почте, форумах, ЧАТах, интернет-семинарах, телеконференциях, сетевых информационных службах. Основными навыками деятельности педагогов, стремящихся к статусу сетевого преподавателя, должны быть приобретены навыки, позволяющие осуществлять:

· качественный и оперативный отбор и обработку информации , доступную в сети;

· поиск жизненно-необходимой информации во всемирной сети;

· подготовку информации к передаче по сети;

· организацию разработки и проведение сетевого учебного процесса с использованием современных ИКТ.

Отчет подготовили:

К. п.н., заместитель директора ГУ «РЦРО»

Методист-тьютор, организатор курсов по проблемам ИКТ в ГУ «РЦРО»

MATHEDU : диалог математиков и педагогов

Открытый и конструктивный диалог для обсуждения актуальных проблем, достижений и результатов исследования в области математического образования в средней и высшей школе состоялся на VI Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU - 2016 ), проходившей 25-26 ноября 2016 года в Институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Организаторами конференции выступили Международный научно-образовательный математический центр, Институт математики и механики имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.

География участников обширна - от Владивостока до Симферополя. В работе конференции приняли участие более 100 преподавателей и ученых из высших учебных заведений, школ, Республики Таджикистан, городов России - Москвы, Казани, Кирова, Омска, Оренбурга, Ельца, Симферополя, Владивостока, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Красноярска, Арзамаса, Вологды, а также городов и районов Республики Татарстан.

Конференцию открыла кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Наиля Вакифовна Тимербаева. Она поздравила участников с открытием, обозначила направления работы.

С приветственным словом к участникам конференции обратился директор института математики и механики имени Н.И.Лобачевского, доктор физико-математических наук, профессор Максим Георгиевич Храмченков. Он подчеркнул значимость математического образования, пожелал плодотворной работы участникам конференции, выразил благодарность ее организаторам.

Заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова, выступила модератором на пленарном заседании. Она отметила, что в преддверии празднования Дня математики проведение конференции имеет особую значимость.

Пленарное заседание открыл доктор педагогических наук, профессор Вологодского государственного университета, Владимир Афанасьевич Тестов. В своем докладе «Методологические основы методики обучения математике в постнеклассический период развития науки» он отметил, что особенностью постнеклассической науки является переход от четких, определенных понятий к менее четким. В математике появились новые разделы, послужившие основой теории мягких моделей. Методика обучения математике давно оперирует с нестрого определенными, «размытыми» понятиями. На методике обучения математике сказывается как изменение научной картины мира, так и переход общества в новую сетевую эпоху. Владимир Афанасьевич подробно освятил данную тему и ответил на вопросы участников конференции.

Следующим выступающим пленарного заседания стал доктор физико-математических наук, профессор, академик АПСН РФ Комили Абдулхай Шарифзода, (КТГУ им. Носира Хусрава, Курган-Тюбе, Таджикистан). В своем докладе «К вопросу проблем истории науки физико-математического цикла и их развития в контексте мусульманского средневековья” он привел результаты исследования по истории физико-математической науки на средневековом мусульманском Востоке. По его мнению, развитие науки является составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Выделив периодизацию науки, с древнейших времен до наших дней, он рассмотрел особенности каждого периода, подробно остановился на периоде мусульманского средневековья. В своем докладе Абдулхай Шарифзода подчеркнул, что ученые этого периода большое внимание уделяли вопросам воспитания и методики обучения.

Большой интерес вызвало выступление доктора педагогических наук, профессора Лилианы Рафиковны Шакировой. В докладе «Историзация математического образования в школе и вузе» она раскрыла возможности включения историко-математических знаний в учебный процесс в школе и вузе, рассмотрела опыт просветительской деятельности, отметила его роль в патриотическом и нравственном воспитании молодого поколения. История математики дает возможность учащимся проследить, как развитие общества влияет на развитие математики и выяснить зависимость развития общественного строя от уровня развития математики. При грамотном преподнесении учителем исторического материала он из необязательного, являющегося лишь интеллектуальным фоном обучения, постепенно превращается в знание, определяющее понимание механизма развития всей цивилизации. Данный процесс, как отметила Лилиана Рафиковна, назван историзацией школьного математического образования , под которым понимается проникновение в него принципа историзма, предполагающего внедрение системы историко-методологических и историко-математических знаний, создающих условия для развития учащихся и оказывающих эмоциональное воздействие на личность учащегося.

В докладе она подчеркнула, что подготовке будущего учителя математики к использованию историко-математического знания в обучении школьников должно отводиться особое внимание. В выступлении Лилиана Рафиковна подробно рассказала о работе со студентами Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ. Для подготовки будущих учителей математики к организации исследовательской и поисковой работы со школьниками, ознакомления их с биографией и вкладом в науку великого геометра Н.И. Лобачевского и его последователей, привития им навыков публичного выступления ежегодно организуется конкурс на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век». Студенты разрабатывают проекты сценариев уроков, внеклассных мероприятий с историческими экскурсами, просветительских конференций по истории математической школы Казанского университета; готовят исследовательские работы о роли и влиянии научного творчества Н.И. Лобачевского на развитие Казанской математической школы, об учителях, учениках и последователях великого геометра и др. Результаты исследований помогают студентам в организации и проведении проектно-исследовательской работы со школьниками во время прохождения педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности.

В ИММ организуется ежегодная Всероссийская молодежная школа-конференция «Лобачевские чтения», одна из секций которой посвящена исследованиям по истории математики. 1 декабря, в день рождения Н.И. Лобачевского в университете празднуется День математики. В этот день ежегодно организуется Всероссийская математическая олимпиада студентов, проходит студенческая конференция, где выступают с результатами поисковой и исследовательской работы победители конкурса на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век». Выпускаются сборник материалов студенческой конференции, буклеты «Н.И. Лобачевский и Казанская математическая школа» или «Н.И. Лобачевский и Казанский университет», которыми награждаются активные участники конференции. По мнению Лилианы Рафиковны, задача преподавателя- помочь донести эти знания школьникам и студентам.

После выступления участники конференции из различных городов России - Москвы, Вологды, Кирова и других, обратились с просьбой к Лилиане Рафиковне о создании ресурса, на котором можно найти необходимую информацию по истории математики, в частности, о Н.И. Лобачевском и его последователях.

Завершила пленарное заседание методист, учитель математики, Сафонова Татьяна Анатольевна (ГБОУ Лицей №1158, Москва). В своем докладе «О некоторых практических шагах в реализации «Концепции развития математического образования в РФ» (на примере деятельности Ресурсного центра на базе Лицея № 1158 г. Москвы)» она рассказала о новых формах методической работы, направленные на повышение качества математического образования учащихся и совершенствование профессионального мастерства учителей математики. При рассмотрении вопросов выступления, Татьяна Анатольевна подробно остановилась на проблеме повышения качества работы учителей математики и применений современных технологий образовательного процесса. В рамках решения этой проблемы она выделила направления, по которым работает педагогический коллектив. В выступлении Татьяна Анатольевна отметила, что опыт работы кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского по организации Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU), на которой имеется возможность учителям и преподавателям обмениваться опытом, лег в основу работы по проведению аналогичных мероприятий в Москве. Так, на конференциях «Математизация как форма взаимодействия и интеграции общественных, естественных и технических наук», «Формирование метапредметной компетентности учащихся и учителей в условиях введения ФГОС», проводимые на базе лицея, были приглашены и участники Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU). Она подчеркнула, что благодаря конференции MATHEDU возникла возможность сотрудничества и создания совместных проектов учителей города Казани и учителей города Москвы.

Во второй день конференции состоялась работа по секциям: «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в школе», «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в вузе», «Многоуровневая подготовка учителей математики и информатики (бакалавриат, магистратура)», «Информационные технологии в преподавании математики», «Математическое моделирование и обучающие системы», «История и методологияматематики и математического образования», «Реализация ФГОС в математическом образовании». Модераторами секций выступили д.п.н., профессор В.А. Тестов, д.п.н., профессор Л.Р. Шакирова, д.ф.-м. н., академик Комили А.Ш.

По итогам конференции принята резолюция с рекомендациями по объединению всех творческих сил для реализации Концепции развития российского математического образования в России.

Участники конференции отметили значимость проведенного научного форума, способствующего установлению диалога между математиками - учеными и практиками, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем математического образования, выразили благодарность Оргкомитету конференции.

Закрывая конференцию, заместитель директора по социально-воспитательной работе Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского, Петр Геннадьевич Великанов, отметил, что молодые учителя и магистранты, участвующие в конференции, имеют возможность перенимать опыт ведущих учителей и ученых, что способствует их профессиональному росту.

Участники получили сертификаты и сборники материалов конференции.

Ежегодно в рамках работы конференции организовывается культурная программа: посещение театров, музеев КФУ (истории КФУ, этнографии, геологии). Традиционным стало посещение экскурсии по памятным местам, связанным с историей Казанского Университета, Казанского Кремля, которую на высоком уровне проводит заместитель директора по социально-воспитательной работе Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского, П. Г. Великанов.

Оргкомитет конференции выражают глубокую благодарность всем участникам и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!

Отчет о проведении III Всероссийской конференции по юридической психологии
Коченовские Чтения «Психология и право в современной России»

18-20 октября 2012 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием Коченовские чтения «Психология и право в современной России», посвящённая памяти М.М. Коченова – выдающегося учёного, психолога, эксперта, внесшего большой вклад в становление юридической психологии в России. В ходе конференции рассматривались актуальные проблемы юридической психологии в России и за рубежом с целью объединения специалистов, работающих в различных сферах юридической психологии, и обобщения опыта их теоретических и практических разработок.

Конференция была организована факультетом Юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета совместно с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. В оргкомитет конференции вошли выдающиеся учёные – теоретики и практики, кандидаты и доктора психологических, юридических, медицинских наук, сотрудники ведущих ВУЗов и научно-исследовательских центров страны, таких как МГУ им. Ломоносова, Институт психологии РАН, ГНЦ ССП, ВНЦПЗ, Академия Управления МВД РФ, Российская правовая академия Минюста РФ, Академия Генеральной прокуратуры РФ, Центр Медиации и права. В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Департамента образования г. Москвы, специалисты и руководители психологических служб ФСИН России, МВД России, Министерства юстиции России, МЧС и образовательных учреждений субъектов РФ, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего (Литва, Украина, Белоруссия, Молдова) и дальнего (Германия) зарубежья, представители профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Программный комитет конференции «Психология и право в современной России» представили д.пс.н., профессор, академик РАО Рубцов В.В., д.пс.н., профессор, Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, Вице-президент Федерации психологов образования России Забродин Ю.М., к.пс.н., Лауреат премии Президента РФ в области образования Задорина Е.Н., к.пс.н., профессор, Лауреат премии Президента РФ в области образования Марголис А.А., д.м.н., профессор Кекелидзе З.И.

На открытии конференции с приветственным словом выступили: Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ, Гессманн Ханс-Вернер, доктор Калифорнийского университета, директор Центра повышения квалификации, диагностики и терапии, Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Марьин Михаил Иванович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов направил в адрес участников конференции приветственное письмо , в котором он подчеркнул необходимость рассмотрения на конференции результатов специальных исследований, посвященных вопросам семейного и сексуального насилия, развития правосознания детей и подростков, психологических аспектов понятия «интересы ребенка, психологических проблем подростков с девиантным поведением. По его мнению, необходимо срочно решать проблему дефицита детских психиатров, клинических психологов, в том числе судебных. Также он акцентировал внимание на том, что без участия детских психологов невозможна практическая реализация вступившего в силу с 1 сентября этого года Федерального закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обратил внимание еще на одну актуальную проблему, требующую квалифицированного вмешательства специалистов – проблему психологической безопасности детской игровой среды. И в заключение пожелал дальнейших успехов и достижений в научной и профессиональной деятельности, столь необходимой для гармоничного развития и полноценной жизни подрастающего поколения.

Работа 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии осуществлялась по следующим направлениям: психология девиантного и криминального поведения; клиническая психология в юридическом контексте; ювенальная юридическая психология; пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний; личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности; проблемы подготовки специалистов по юридической психологии; экстремальная психология; медиация и медиативный подход в системе образования и в социальной сфере. В рамках конференции состоялось итоговое мероприятие проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий» - круглый стол в форме телемоста Москва-Дюссельдорф и пресс-конференции по итогам проекта.

Программа конференции отличалась широтой и содержательным разнообразием, а также высокой актуальностью представленных докладов. Работа секций проходила насыщено и динамично, чувствовался неподдельный интерес к разработкам участников. На секции «Клиническая психология в юридическом контексте» было представлено более 10 докладов, каждый из которых вызвал жаркую дискуссию, огорчал лишь тот факт, что время работы секции ограничено и не все участники смогли обсудить волнующие их вопросы. Среди представленных докладов особенно хочется отметить выступления д.пс.н. Сафуанова Ф.С. об этических проблемах использования психологических знаний в судопроизводстве в непроцессуальных формах, д.пс.н. Леонтьева Д.А. о проблеме установления мотива действия в судебно-психологической экспертизе, к.пс.н. Ратиновой Н.А. о типичных ошибках при производстве судебно-психологических экспертиз материалов экстремистской направленности. Оживленное обсуждение вызвали доклады Русаковской О.А., к.пс.н. Петровой Л.Г., к.пс.н. Жаркова Г.В.

На секции также были представлены интересные доклады литовских коллег – д.пс.н. Валицкаса Гинтаутаса и докторанта Вильнюсского университета Воропай К., посвященные психологическим исследованиям различных аспектов поведения участников судопроизводства.

Работа секции «Экстремальная психология» проходила в неформальном ключе, доклады участников как бы встраивались в перманентную дискуссию, вызванную выступлением к.пс.н. Миллер Л.В. о проблеме суицидального поведения подростков и молодежи для образовательных учреждений, внося всё новые и новые вопросы и открывая новые стороны проблемы суицидов в молодом возрасте.

В рамках секции «Ювенальная юридическая психология» обсуждались актуальные вопросы, связанные с защитой прав и интересов детей и психологические проблемы подростков с девиантным поведением. В дискуссии приняли участие научные сотрудники и преподаватели Московского городского психолого-педагогичес¬кого университета, Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Иркутского государственного университета, Южного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, отделения Государственного бюджетного учреждения «Городского центра «Дети улиц» в ЮВАО города Москвы, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Выступления сопровождались демонстрацией презентаций, отражавших основную суть доклада и способствовавших лучшему пониманию поднимаемой проблемы Значительный интерес и дальнейшее активное обсуждение вызвали разработки Федонкиной А.А. (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского), Дозорцевой Е.Г. (Московский городской психолого-педагогический университет), Шипшиной О.С. (Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации).

На Секции «Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности» научные сотрудники и преподаватели Московского городского психолого-педагогического университета, Московского университета МВД России, Федеральной таможенной службы, Санкт-Петербургский юридический институт Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации представили презентации и видеоматериалы своих научных разработок. Оживленную дискуссию вызвали выступления Базылевич Т.Ф., Соколовой О.А., Бурцевой Е.В. Вне программы попросили слово Урываев В.А. и Балыков П.Н.

Тематика секции «Психология девиантного и криминального поведения» охватывала различные аспекты психологии криминального и девиантного поведения. В своих выступлениях участники конференции затрагивали такие темы, как психологические механизмы правонарушений и психология правонарушителей, психология потерпевшего, девиантное поведение, делинквентное, аддиктивное поведение. В работе секции приняли участие научные сотрудники, преподаватели и студенты Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Южного федерального университета, Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Саратовского государственного университета, Московского городского психолого-педагогического университета. На секции прозвучали доклады Горфан Я.Ю., Константинова В.В., Целиковского С.Б., Михайловой О.Ю.

На секции «Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний» рассматривались история становления отечественной пенитенциарной психологии и опыт ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Докладчики рассмотрели закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания. В дискуссии приняли участие научные сотрудники, преподаватели и студенты Московского городского психолого-педагогического университета, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, ВИПЭ ФСИН России, Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России, УФСИН России по Ульяновской области, Управления кадров ФСИН России. Свои доклады озвучили Дебольский М.Г., Зеленина М.М., Ильин А.В., Поздняков В.М.

На секции «Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии» рассмотрены вопросы подготовки кадров в области юридической психологии, программы разноуровневого обучения в условиях меняющихся стандартов образования, новый государственный стандарт подготовки специалистов, организация практики в обучении юридических психологов. Особый интерес вызвали выступления Егорова И.А., Чернушевича В.А.

Значительно украсили конференцию этого года три Круглых стола.

В первый день конференции состоялся Круглый стол «Актуальные проблемы и пути совершенствования профилактики девиантного поведения среди обучающихся государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы», собравший значительное число участников и прошедший очень оживленно и эффективно.

Во второй день конференции прошел Круглый стол «Медиация и медиативный подход в системе образования и в социальной сфере», на котором обсуждались вопросы роли и возможностей медиации в урегулировании и предотвращении конфликтов в области социальной сферы и образования, преимущества и перспективы развития медиации и медиативного подхода в данных направлениях.

Отдельно следует упомянуть итоговое мероприятие проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий», включавшее Круглый стол в форме телемоста Москва-Дюссельдорф и пресс-конференцию по итогам проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий».

Конференция «Коченовские Чтения» – 2012 прошла на высоком научно-методическом, содержательном и организационном уровне, за что участники выразили глубокую благодарность организаторам конференции.

Зейгер М.В.,
Назарова Н.Г.