Как заряжать литий-полимерный аккумулятор смартфона? Ni-Cd, Ni-MH и Li-Ion аккумуляторы. В чем разница. Плюсы и минусы Литий полимерный аккумулятор для смартфона преимущества

  • Дата: 25.08.2022

В наше время появляется все больше и больше портативной переносной аппаратуры. Это могут быть мобильные телефоны, bluetooth-колонки и различные гаджеты. Наиболее часто используемым источником энергии в этом случае является литий-полимерный аккумулятор (Li-Po).

Литий полимерный аккумулятор в радиоприемнике

Такие аккумуляторные батареи имеют превосходную плотность энергии на килограмм , так называемый Вт × час /кг (Wh/kg) или на английский манер gravimetric energy density . Этот параметр показывает, как много энергии содержит аккумулятор либо конденсатор по отношению к его массе. Например, автомобили Тесла используют в своих электрокарах аккумуляторы с плотностью энергии в 254 Вт × час/кг.

Самой бешеной плотностью энергии на килограмм является элемент Уран-235. Если создать все условия для его расщепления, чем и занимаются на АЭС, то можно получить с него энергию до 24 500 000 000 Вт × час/кг! Это почти в 10 000 000 раз выше, чем у бензина. Можно сказать, что 1 кг урана даст в 10 000 000 раз больше энергии, чем 1 кг бензина, если, конечно, “разогнать” уран в ядерном реакторе.

Есть также такой параметр, как плотность энергии по отношению к объему или на английский манер volumetric density energy . Этот параметр показывает как много энергии содержит аккумулятор либо конденсатор по отношению к его объему. Выражается этот параметр, как Вт×час/литр или на английский манер Wh/L. Не забываем, что объем можно выражать также в литрах.

График эффективности различных типов аккумуляторов выглядит так:


График эффективности аккумуляторов различных видов

В настоящее время существуют множество литий-полимерных аккумуляторов разных форм и видов.


Виды литий-полимерных аккумуляторов

В первую очередь давайте разделим наши аккумуляторные батареи по видам. Есть одноэлементные батареи, которые выдают номинальное напряжение в 3,7 Вольт, а также есть многоэлементные батареи, которые состоят из одноэлементных. Здесь работает правило последовательного и параллельного соединения источников питания.


Последовательное и параллельно соединение источников питания

Получаем, что если соединять последовательно одноэлементные LiPo аккумуляторы, то можно увеличивать кратно их общее напряжение.


*cell – элемент, ячейка.

Одноэлементные аккумуляторы чаще всего можно увидеть в ваших мобильных телефонах и других гаджетах.


Многоэлементные аккумуляторы используются в электровелосипедах, электроскутерах и тд.

Схема контроля и защиты аккумуляторной батареи

На простом одноэлементном аккумуляторе мы можем увидеть , который закрывает контакты аккумулятора


Некоторые дешевые одноэлементные аккумуляторы не имеют схемы защиты и контроля от перезаряда и разряда. Выводы в этом случае выходят прямо из батареи.


аккумулятор без схемы контроля и защиты

Но на большинстве аккумуляторов все-таки присутствует схема защиты и контроля заряда


аккумулятор со схемой защиты и контроля заряда

Здесь мы можем увидеть микросхему-контроллер DW01x, которая выполняет сразу несколько функций.


Она разработана специально для литий-ионных/полимерных батарей и защищает их от повреждения или ухудшения срока службы из-за перезаряда, переразряда и/или сверхтока для одноэлементной литий-ионной/полимерной батареи. Более подробно ознакомится с ней можно .

Также можно увидеть микросхему 8205


микросхема 8205 в литий-полимерном аккумуляторе

Эта микросхема является сборкой из двух N-канальных MOSFET транзисторов, которые управляются нашей DW01x.


Более подробно в даташите .

В сборе вся схема заряда на Li-Po одноэлементную батарею выглядит приблизительно вот так:


схема защиты литий-полимерного аккумулятора

Как вы могли заметить, микросхема 8205 представлена в виде двух МОП-транзисторов.

На Алиэкспрессе можно найти готовые модули для зарядки одноэлементных батарей. Здесь отчетливо видно микросхемы DW01A, 8205A, а также незнакомую нам TC4056A, которая является еще одним программируемым контроллером. Она задает ток зарядки, напряжение и тд. с источника питания. С таким модулем ваша аккумуляторная батарея без схемы защиты может спать заряжаться спокойно.


модуль контроля и защиты заряда для литий-полимерных батарей

Присмотреть себе такой модуль вы можете по этой ссылке .

Что будет, если мы вообще уберем схему защиты и контроля? Итак, для этого нам понадобится простой кислотный аккумулятор.

Берем вот такой аккумулятор


и цепляем его к нашей LiPo батарее без схемы защиты и контроля заряда, то есть напрямую к ее выводам


В течение нескольких секунд батарею сначала пучит


вздувшаяся литий-полимерная батарея

А потом она взрывается.


взорвавшаяся литий-полимерная батарея

Поэтому, схема контроля и защиты очень важна для LiPo аккумуляторных батарей.

Параметры схемы защиты и контроля

Давайте разберем некоторые параметры схемы защиты и контроля на литий-полимерную батарею на базе микросхемы DW01-P


основные параметры схемы защиты для литий-полимерного аккумулятора

Сразу можно заметить, что если к батарее с напряжением самого элемента в 3,9 В не подключена никакая нагрузка, то схема защиты и контроля будет “кушать” 3 мкА. Это вообще копейки. Если же на элементе будет 2 В, то схема уйдет в так называемый очень экономный режим и будет кушать максимум 0,1 мкА, то есть почти ничего.


Ну теперь можно перейти к более интересным параметрам.

Overcharge Protection Voltage

По-русски, защита от переЗАРЯДА. В нашем случае типичное значение этого параметра составляет 4,25 В. То есть, когда наша батарея зарядится до 4,25 В, сработает защита и батарея перестанет потреблять ток.


Давайте проверим это на практике. Выставляем на блоке питания значение в 4,2 Вольта

и начинаем заряжать наш аккумулятор. О том, что аккумулятор начал заряжаться, нам показывает индикация силы тока. В данный момент она равна 0,72 Ампера.


Но что случится, если мы подадим большее напряжение на батарею? Выставляем 4,5 В и смотрим на потребление силы тока аккумулятором.


Как вы могли заметить, потребление сразу же упало до нуля, что говорит нам о том, что сработала защита. Напряжение, более чем 4,2 Вольта для Li-ion/Po аккумуляторов считается убийственным. В данном случае схема защиты и контроля заряда отлично справилась со своей работой.

Overcharge Release Voltage

Очень интересный параметр. Итак, у нас батарея “наелась” электрического тока до 4,25 В. Схема защиты ее отключила от дальнейшего заряда, иначе она бы бабахнула, как в опыте выше. Но вот было бы неправильно, если зарядка батареи продолжалась бы после того, как напряжение на батарее просело бы, допустим, до 4,24 В. Что опять подзаряжать батарею? Опять лишний раз “дергать” ключи на мосфетах? Зачем? Поэтому, вводят так называемый гистерезис. Когда напряжение на самом элементе просядет до этого значения, то он снова начнет заряжаться.


В нашем случае типичное значение составляет 4,05 В. То есть, если напряжение батареи просядет до этого уровня, схема контроля и защиты вновь продолжит заряд аккумулятора до уровня Overcharge Protection Voltage.

Overdischarge Protection Voltage

Защита от переРАЗРЯДА.


Достигнув этого значения, батарея уходит в глубокую спячку. Но почему так происходит, что она не желает заряжаться? Дело как раз в параметре Overdischarge Release Voltage (о нем ниже).

Overdischarge Release Voltage


Пока разряженная батарея не достигнет этого уровня, все попытки зарядить ее тщетны, если только напрямую подать электрический ток сразу на выводы аккумулятора, хотя в этом режиме она все равно может заряжаться, но очень-очень долго. То есть в нашем случае, для того, чтобы снова можно было заряжать батарею, на элементе должно быть напряжение не менее 3 В. Если будет меньше, заряд просто не пойдет.

PS. Эх, сколько было выкинуто таких батареек на свалку человечеством! Люди думали, что батарейка полностью сдохла и отказывалась заряжаться. А всего-то надо было немного подзарядить элемент до уровня разрешения зарядки Overdischarge Release Voltage и спокойно дальше заряжать аккумулятор.

Overcurrent Protection

Ну а также есть замечательный параметр, как перегрузка по току Overcurrent Protection . В нормальном режиме микросхема DW01x постоянно контролирует ток разряда на своем выводе CS. Здесь есть два пути развития событий:

– если на ноге CS будет напряжение 150 мВ (перегруз по току), то через 10 мс батарея уйдет “спать” и полностью отключит нагрузку

– если на этой ноге будет напряжение 1,35 В (режим короткого замыкания выводов) то батарея уйдет “спать” меньше, чем за 500 мкс. То есть как только коротнули выводы, батарея мгновенно отключает нагрузку).

Для того, чтобы батарея вышла из спящего режима, надо полностью отцепить нагрузку, либо сделать так, чтобы нагрузка превышала 500 кОм.

Короткое замыкание без схемы защиты и контроля

А что если устроить короткое замыкание батареи без схемы защиты и контроля? Для этого убираем эту плату и коротим выводы батареи накоротко. Через несколько секунд видим, что ее пучит и разрывает.


Поэтому, с ними нужно быть как можно более осторожными, не замыкать выводы и не перегружать по току, если собираетесь их использовать в своих разработках. Для них идет специальное умное зарядное устройство, которое отключает заряд при полном заряде батареи


либо специальный модуль для заряда таких аккумуляторов


Его можете посмотреть по этой ссылке .

Материал для статьи был подготовлен по видео

Регулярно задаются вопросы - какой аккумулятор для телефона лучше. Точнее, в такой формулировке: какой аккумулятор для мобильного выбрать: литий-ионный или литий-полимерный?
Ответ на него прост - какой найдёте, такой и используйте. Не встречал я еще производителей аккумуляторов, которые для одного телефона делали бы и литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы.

Литий-ионные аккумуляторы производятся в основном для старых моделей сотовых телефонов, простых звонилок и недорогих аппаратов. Литий-полимерные аккумуляторы производятся для всех современных смартфонов.

Основополагающее отличие этих двух видов аккумуляторов состоит в конструкции. Литий-ионные аккумуляторы содержат электролит в форме жидкости или геля, поэтому им требуется герметичная упаковка. В литий-полимерных, а точнее литий-ионных полимерных аккумуляторах применяется твёрдый полимерный элетролит. Это позволяет делать аккумуляторы различной формы и более лёгкие по сравнению с литий-ионными. Именно поэтому, когда происходит замена аккумулятора на iPhone 6s или другой модели, вы можете наблюдать, как мастер может гнуть аккумулятор при его выемке из аппарата.
Все несъемные аккумуляторы для сотовых являются литий-полимерными, они тоньше и легче литий-ионных, хотя и дороже в производстве.

Срок службы аккумуляторов примерно одинаковый, износ тоже. Но литий-полимерная батарея более безопасная, поскольку риск воспламенения её уменьшился. Необходимость присутствия в литий-полимерных батареях дополнительных защитных систем, предохраняющих элементы от перегрева - так же привела к увеличению стоимости аккумулятора.

Li-polymer аккумуляторы более чувствительны к перегрузкам, к нестабильным условиям эксплуатации (переохлаждение, перегрев), к механическим воздействиям, а так же к "качеству" электроснабжения. Это означает, что использование некачественных зарядных устройств "убьет" аккумулятор для iPhone 7 гораздо быстрее, чем аккумулятор для Nokia 6300 . Именно поэтому для всех современных смартфонов Samsung, Apple, Huawei, Xiaomi, LG и других обязательно используйте качественные зарядные устройства с нормальными стабилизирующими схемами.

Отзывы(0)

О КОМПАНИИ

новости

    Новое поступление: аккумуляторы BLP571 для Oneplus One Новое поступление: аккумуляторы для Samsung Galaxy TAB A 10.1 Новое поступление: аккумуляторы для iPhone 8. Аккумуляторы для iPhone 6S с увеличенной ёмкостью Аккумуляторы для iPhone 5S с увеличенной ёмкостью
все новости

Когда вы вставляете в ваш телефон аккумулятор Craftmann, вы получаете надежный и безопасный продукт. Потому что, аккумулятор для телефона произведен под контролем качества Craftmann. Попав в

Сегодня роботизированные наборы начинают существенно помогать в обучении человека. Недавно на мировой арене для новаторов и передовых технологий (на выставке бытовой электроники CES 2020) дебютировал один из ведущих поставщиков образовательных решений STEAM (термин означает обучение использующее науку, технологии, инженерию, искусство и математику в качестве точек взаимодействия для проведения опросов, диалогов с учащимися и создания критического мышления). Дебютантом была компания Matatalab(Мататалаб), привлекая внимание линейкой роботизированных наборов Matatalab Coding Set и Matatalab Lite - стремилась испытать инновационные технологии. Которые помогают развивать навыки вычислительного мышления и готовить детей к цифровому миру.

Новости робототехники и образования: Развивающие роботизированные наборы Matatalab Coding Set и Matatalab Lite могут подготовить к пониманию цифрового мира.

Удивительно простые роботизированные наборы Matatalab следят за развитием познавательных способностей детей (от конкретных до абстрактных) и используют простой дизайн символов, чтобы обучающиеся дети могли понимать кодирование и вычислительное мышление через веселые, но сложные игровые квесты (задания).


Сама деятельность Matatalab охватывает рынки B2B (бизнес для бизнеса) и B2C (бизнес для потребителя), предлагая по всему миру образовательным учреждениям и семьям профессиональные решения, включая роботов для программирования (робототехнические наборы), учебные программы, пакеты учебных пособий и так далее.Видеообзор роботизированного набора Matatalab Coding Set: Программировать просто как "АБВ".

Это практический робот для детей от 4 до 9 лет. Поощряйте детей изучать основную концепцию кодирования / программирования с помощью приключений и практической игры! Используя блоки кодирования с легкой руки, дети теперь могут научиться программирования без экранов.

По сообщению Matatalab, в течение многих лет разработки компания придерживается принципа "Кодирование и уверенность, чтобы изменить ситуацию".

Видеообзор роботизированного набора Matatalab Lite:

Matatalab Lite - это очаровательный и простой в использовании робот-кодировщик, готовый принять маленьких детей в возрасте от трех лет в захватывающее приключение в области кодирования / программирования. Он состоит из роботизированной машины с датчиками и беспроводного контроллера с тремя режимами, а именно - режим управления, режим кодирования и режим датчика.

Роботизированный набор развивает навыки решения проблем, критического мышления, творчества и совместной работы для ваших детей с помощью практического программирования игр. Дети могут с удовольствием познать базовые концепции программирования, такие как последовательность, условные выражения и отладка, и им постоянно будут предлагаться более сложные задачи.

Несколько слов, почему создавались обучающие роботизированные наборы Matatalab Coding Set и Matatalab Lite, от производителя:

"Два основателя Matatalab ранее работали в ведущей в отрасли образовательной робототехнической компании, поставляя программное обеспечение и оборудование для обучения программированию младшим школьникам, по всему миру. Исходя из этого опыта, они выявили отсутствие на рынке продуктов обучающих программированию маленьких детей. Несмотря на образовательную ценность STEM, информатики, программирования и компьютерного мышления, обучение программированию все еще ограничивается программированием на планшетах или компьютерах. Тем не менее, стандарты Ассоциации учителей информатики (CSTA - Computer Science Teachers Association) показали, что дети могут научиться основам программирования еще при дошкольном образование. Поэтому они предусмотрели создание простого в использовании робота для обучения программированию для детей с низкими порогами, богатыми функциями и разнообразными сценариями применения. Позже они основали Matatalab Co., Ltd и последовательно выпустили "Matatalab Pro Set", "Matatalab Coding Set", и "Matatalab Lite". Вместо языков программирования эти продукты используют осязаемый язык программирования, который соответствует когнитивным характеристикам детей в возрасте 4-9 лет. Набор кодирования предназначен для детей от 4 лет и старше. Учитывая, что блок кодирования является языком программирования, экран не требуется, и дети могут редактировать свои собственные программы, подобно замене строительных блоков. Кроме того, пакеты для расширения, такие как музыка, рисование и датчики, также доступны для детей, чтобы достигнуть продвинутых навыков обучения. Разработанная специально для 3-4 лет, серия Lite оснащена контроллером вместо кодовых плат и блоков. Этот дизайн ориентирован на направление исследования и последовательность детей этого возраста, и для детей полезно приобрести основные сенсорные восприятия, такие как звук, свет, цвет и скорость.

- История создания роботов, от Matatalab.

Один из основателей - выпускник математического факультета первого в Китае университета Цинхуа. Он разработал весь набор продуктов. Первоначально был разработан технический прототип и созданы демонстрационные образцы на платах Raspberry Pi. Все это было проверено соответствующими учителями, учащимися и родителями в нескольких общинах и учебных заведениях. После проверки концепции, ее представили отраслевым экспертам в разных странах и обсудили дальнейшую оптимизацию. Затем состоялся первый раунд инвестиций. Команда начала расширяться, и дизайн продукта стал более привлекательным. После года исследований и разработок, опыт работы с продуктом значительно улучшился. Впоследствии протестировались образцы 3D-печати в 13 странах и получились отзывы от многих экспертов в области образования, преподавателей и студентов в Европе и Соединенных Штатах. Это помогло еще больше улучшить качество продукции и в конечном итоге добиться массового производства. Отмечается, что безопасность и надежность являются главными приоритетами, потому что продукт предназначен для детей. Были найдены профессиональные организации и поставщики для решения проблем цепочки поставок и массового производства, а также тщательно протестирована продукция, чтобы она даже прошла сертификацию качества пищевых продуктов. Сейчас это самый высокий в мире уровень тестирования игрушечных продуктов, и по заявлению создателей, продукция может быть безопасна, как детские бутылочки.

- Интересные моменты возникавшие при создании роботов, со слов Matatalab.

Когда мы посетили инвесторов для поиска инвестиций, демонстрационный прототип был поврежден во время поездки. Таким образом, мы могли играть роль робота только через жесты и язык тела, чтобы объяснить наши практические концепции кодирования и то, как работают роботы. К счастью, мы впечатлили инвесторов и получили инвестиции. Конечно, мы считаем, что это потому, что наш продукт является исключительным, и что мы являемся пионерами рынка "голубого океана", - сказал Ришон Су (Rishon Su), генеральный директор Matatalab.


Принцип дизайна нашего продукта - низкий порог и высокий потолок. Начать легко, но сложность будет увеличиваться шаг за шагом, постоянно проверяя мыслительные способности учащихся. Мы разработали три руководства по задачам. Многие взрослые сначала находили их легкими, но затерялись в задачах высокого уровня или потратили много времени на их выполнение. Например, учитель информатики в Чикагском университете мог пройти только последний этап нашего задания за 6 минут и 42 секунды. Он пошутил, что никогда не расскажет дочери об этом опыте. Поэтому, хотя игру очень легко освоить, она так же сложна, как и игра для взрослых, - сказал Тони Чжэн (Tony Zheng), главный операционный директор Matatalab."


Matatalab в образовательных учреждениях России.
По заявлению создателей обучающих роботизированных наборов Matatalab:

"Сегодня Matatalab используется в 500-700 учебных заведениях различного уровня от детского сада до старшей школы. Вопрос о количестве учреждений очень сложен, потому что "Digis" не работает с конечными пользователями, и у Matatalab более 120 активных партнеров во всех регионах страны.

Помимо государственных школ и детских садов, Matatalab используется в частных центрах развития, а также в центрах повышения квалификации учителей во многих регионах страны.

В Апреле 2020 года первые межшкольные соревнования по "Матате" могут пройти на базе московской школы. Уже предоставлено восемь комплектов для разработки заданий и подготовки команд.

Примерно в то же время (в Марте) Олимпиада НТИ 2020 пройдет в Сибирском регионе России, в городе Новосибирске, совместно с Министерством образования Новосибирской области. "

Ежегодная выставка парков развлечений и аттракционов (TAAPE) должна пройти в Сентябре, с 9 по 11 число. TAAPE 2020 - это первое и единственное профессиональное шоу развлечений в Таиланде (как заявляют организаторы). На выставке в Бангкоке продемонстрируют последние достижения индустрии развлечений и отдыха. Участниками выставки станут как производители, производящие детские товары для дома, так и производящие механические товары, а так продукцию для тематического парка. Из более чем двух десятков стран мира, планируется привлечь компании и профессиональных посетителей. Ожидаются участники из России, Малайзии, Таиланда, Сингапура, Лаоса, Камбоджи, Индонезии, Вьетнама, Бирмы, Китая, Кореи, Индии, Тайваня, Нидерландов, Испании, Великобритании и других стран. Хорошая возможность для зарубежных компаний и дистрибьюторов, для продвижения своего бренда.

Новости выставок и технологий: Официально именуемая выставка "Thailand Amusement & Attraction Parks Expo" или "TAAPE" - готовится принять участников из 20 стран мира.

По заявлению организаторов выставки TAAPE, это первая выставка, посвященная индустрии тематических парков, видеоигр и продукции для развлечений, которая будет служить витриной для производства и проектирования компании, занимающейся развлекательными программами и тематическими парками, для выхода на рынок Юго-Восточной Азии. Есть шанс познакомиться с потенциальными деловыми партнерами, торговыми покупателями, инвесторами и клиентами. Выставка будет охватывать всю зону АСЕАН, выступая в качестве наиболее эффективного торгового канала для товаров экспонентов.


Ожидается представить публике 620 стендов, экспоненты приедут из более чем двух десятков стран или регионов, включая Россию, Таиланд, Вьетнам, Корею, Китай, Японию, Сингапур, Германию, Индию, Францию, Малайзию, Австралию, Америку, Индонезию, Тайвань и других.

Темы выставки TAAPE и экспонатов:

Продукты и аксессуары для видеоигр.

Игровой автомат, симулятор, оборудование для дистанционного управления, различные игровые автоматы, аркада, домашний игровой автомат и периферийные устройства, анимационный продукт, онлайн-игра, карнавальная лотерея, интерактивный игровой автомат, кукла автомат, автомат подарков, фотоаппарат с наклейками, различные дозаторы монет, игровые жетоны, дисплеи игровых приставок, программное обеспечение для видеоигр, оборудование для головоломок и развлечений.

Парк и игровая площадка.

Роботы, американские горки, коньки, колесо обозрения, карусель, картинг, смотровая машина, туристический автобус, канатная дорога, симулированный гольф, симулированная система стрельбы, снаряжение для дрифтинга, водная горка, мяч для ходьбы по воде, сенсорный катер, водный фонтан, система холодного тумана, оборудование для очистки воды, оборудование для создания волн, оборудование для экстремальных видов спорта, спорт на открытом воздухе, оборудование для скалолазания, оптико-электронное комбинированное оборудование для развлечений, лазер, освещение, пиротехника, спецэффекты, кинофильмы, 3D и 4D пленка, кинооборудование для водяных экранов, исполнительное оборудование, специальное фотографическое оборудование, специальный стереоскопический кинопроектор, программное обеспечение для управления торговым автоматом, игровой площадкой и развлекательным центром, система продажи билетов, киоск, парковое освещение, наружное ландшафтное освещение, светодиодные дисплеи, светодиодные лампы, парковая скульптура и так далее.

Детские развлекательные объекты.

Детская тележка, электромобиль, качели, детские дошкольные комплексы, надувные аттракционы, воздушные модели, детская игровая рамка, горка, качели, поворотный стол, непослушный замок, батут, комбинированная игрушка для развлечений, безопасная подушка и другое оборудование.

Ландшафтный дизайн.

Парк, живописное место, ландшафт, планирование туристического проекта, дизайн и проектирование, дизайн ландшафтного эскиза, дизайн развлекательного проекта, упаковка продуктов для отдыха и развлечения.

Так же выставка планирует затронуть темы для объектов посещения.

Различные тематические парки, аквапарки, живописные места, базы кино и телевидения, курорты, клубы отдыха, супермаркеты, отели;

Музеи, научно-технические музеи, выставочные залы, океанические залы, подготовка и эксплуатация мемориальных зданий, управление недвижимостью.

Кого может заинтересовать выставка TAAPE 2020:

Разработчиков различных тематических и индустриальных парков;

Департаменты государственного планирования и проектирования, и соответствующие отделы закупок;

Различных устроителей культурного туризма и инвесторов в коммерческую недвижимость;

Дистрибьюторов товаров для развлечений и видеоигр, владельцев игровых залов;

Соответствующие отделы образования, школы, профессиональные учебные заведения;

Продавцов спортивных товаров, инвесторов в развлечения и других профессионалов;

Финансовые, страховые и венчурные инвестиционные институты;

Других специалистов, связанных с тематическим парком и культурным туризмом;

Разработчиков игр, операторов, издателей, поставщиков программного и аппаратного обеспечения, исследовательские институты, геймеров и так далее.

Возможность выставки.

У посетителей новой выставки парков развлечений и аттракционов, появится возможность пожать руку экспертам отрасли, влиятельным лицам, принимающим решения, и клиентам, чтобы обсудить задачи и их решения.

Организаторы одного из крупных выставочных шоу, "Asia Amusement & Attractions Expo", собираются провести его в Мае 2020 года (с десятого по двенадцатое число). На выставке посвященной развлечениям и аттракционам планируя придерживаться главных тем: высокотехнологичное оборудование, игры и устройства для них, тематические парки и аттракционы, надувное оборудование, водные технологии, детские развлечения. Так же организаторами планируется провести особые мероприятия: форум по развитию тематического парка, продвинутый семинар по эксплуатации крытых парков, конференцию по развитию культуры и туризма. Местом же для проведения новой выставки должен стать китайский импортно-экспортный ярмарочный комплекс. Территориально он расположен в городе Гуанчжоу, что находится в Китае.

Новости из мира выставок и технологий: Официально называемая выставка "2020 Asia Amusement & Attractions Expo" или "AAA 2020" планирует собрать экспонентов со всего мира.

За последние пятнадцать лет эта выставка привлекла торговых посетителей более чем из пяти десятков стран и регионов. По заявлеию организаторов, в новй выставке ААА 2020 готовы учавствовать многие известные экспоненты по всему миру, в том числе китайские экспоненты, такие как G-Look, UNIS, Golden Horse, Wahlap, Letian, Golden Dragon, Prodigy, Wangming, и зарубежные бренды, такие как Sacoa (Аргентина), Embed (Австралия), Semnox (Индия), F2 Systems Inc (Корея), Zone Laser Tag & Hologate (Германия), Wibit Sports (Германия), Delta Strike (Новая Зеландия), Dragonautics (Сингапур), а так же другие.


Какие тематики попадают под выставку "ААА 2020": Высокотехнологичное оборудование (Hi-Tech).

Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), 3D моделирование, аниматроника, системы для снега и льда, Лазертаг (лазерный бой с бластерами-автоматами), спецэффекты и так далее;

Игры и устройства.

Аркадные и видео игры, вендинговые автоматы, игровое оборудование, игровые наборы и так далее;

Тематические парки и аттракционы.

Фотографические решения, оборудование для перемещения людей, оборудование для обеспечения безопасности, театральное оборудование и материалы, поездки, архитектура и дизайн, оборудование для приема, одежда и так далее;

Водные технологии.

Оборудование и материалы связанные с водой, проектирование и консультирование в аквапарках и так далее;

Детские площадки, батут, надувные лодки, подарки и плюшевые игрушки, детские аттракционы и так далее.

Кроме того, организационный комитет "ААА" дополнительно продолжает посещать крупные страны мира (Россия, Индия, США, Великобритания, Япония, Корея, Дубай, Турция, Сингапур, Филиппины, Вьетнам, Индонезия и другие), чтобы связаться с профессионалами из отрасли развлечений и аттракционов.

Предыдущая выставка "ААА 2019" побила рекорды.

Занимая 120 000 квадратных метров для выставочных площадей, 15-я выставка AAA побила рекорд в 90 679 посещений. Так же 1 100 экспонентов продемонстрировали свои последние продукты и услуги. Организован новый акцент, павильон IP-лицензирования, отражающий новую тенденцию "Культура + Туризм". Согласно опросу, 96% экспонентов получили многообещающие результаты, а 94% покупателей нашли свою продукцию интересной.

Хотите узнать про роутер с невероятно хорошей производительностью? Есть аппарат Archer AX50 - это новейший беспроводной роутер от китайской компании TP-Link Technologies. В отличие от обычных роутеров выпушенных производителем "TP-Link", эта модель оснащена новейшей технологией Wi-Fi, которая обещает улучшить соединение Wi-Fi с молниеносной скоростью - благодаря внедрению стандарта беспроводной связи шестого поколения IEEE 802.11ax.

Новости о роутерах сегодня: Новая модель роутера TP-Link Archer AX50 поддерживает Wi-Fi 6, до 3 Гигабит в секунду, 4K стриминг, подключение 40+ устройств, экономит батареи, имеет антивирус.

Инновационный дизайн роутера TP-Link Archer AX50 имеет классические нотки прямоугольной формы с большим количеством вентиляционных отверстий для охлаждения устройства. Модель обладает четырьмя внешними несъемными антеннами и несколькими светодиодными индикаторами для отображения состояния роутера.


Роутер Wi-Fi какой лучше?

Новый роутер TP-Link Archer AX50 был представлен китайским брендом как устройство на платформе Intel, которое предлагает пользователям доступ к новейшим возможностям подключения в готовой к использованию системе. Он поддерживает новейший стандарт беспроводной связи 802.1ax, также известный как WiFi 6, для повышения общей скорости и производительности, чтобы подготовить пользователей к будущему, при обновлении существующих решений для домашних сетей.

Новейшая версия беспроводной технологии Wi-Fi 6, обещает сделать WiFi-связь намного быстрее по сравнению со стандартом 802.11ac. Сейчас функция беспроводной связи высокой эффективности (Wi-Fi 6) уже доступна на некоторых мобильных телефонах, таких как Samsung Galaxy S10 и Apple iPhone 11.

На данный момент многие роутеры с функцией Wi-Fi 6 чрезвычайно дороги, возможно, что вариант TP-Link Archer AX50 разработан для того, чтобы обеспечить массовое использование связи Wi-Fi 6.

Видеообзор TP-Link Archer AX50: Быстрая настройка и как работает новая модель роутера с Wi-Fi 6

Дополнительно рассмотрим, что может делать роутер:

Технология Wi-Fi 6 с технологией Intel обеспечивает в три раза более высокие скорости, большую емкость и меньшую задержку по сравнению с предыдущим поколением Wi-Fi 5, в то время как двухъядерный процессор Intel обеспечивает бесперебойную работу;

Скорости (передачи данных) следующего поколения, до 3 Гбит/сек (2402 Мбит/с в диапазоне 5 ГГц и 574 Мбит/с в диапазоне 2,4 ГГц) для более быстрой потоковой передачи видео 4K, видеочатов и онлайн-игр;

Использование "революционных" технологий MU-MIMO и OFDMA позволяет подключать более 40 устройств.

Защита с помощью антивируса HomeCare от TP-Link, в котором есть родительский контроль;

Технология Target Wake Time снижает энергопотребление устройств, что увеличивает время работы их батареи;

Простая настройка роутера с помощью мощного приложения TP-Link Tether, за считанные минуты;

Имеется обратная совместимость, модель роутера Archer AX50 поддерживает все предыдущие стандарты 802.11 и множество устройств с Wi-Fi;

Комментарий о роутере от производителя (пресс-служба TP-Link Россия):

"Archer AX50 входит в линейку роутеров "Archer AX" с поддержкой Wi-Fi 6 - нового поколения беспроводной связи (в неё также включены модели Archer AX11000, AX6000, AX3000, AX10, AX1500 и некоторые другие). TP-Link является мировым лидером по поставкам домашних беспроводных устройств, поэтому, разумеется, компания ориентируется на глобальные тенденции и нововведения, происходящие на этом рынке.

Одним из таких нововведений стала презентация компанией Intel чипсетов с Wi-Fi 6 в конце 2018 года - и уже в Феврале 2019 года компания TP-Link показала первые модели с Wi-Fi 6 на выставке MWC 2019 в Барселоне. Archer AX50 как раз стал первым примером сотрудничества TP-Link и Intel (помимо сотрудничества с Intel различные устройства TP-Link также поставляются на чипсетах Qualcomm, Broadcom, Mediatek, и так далее..., а из крупных совместных проектов стоит отметить партнёрство с компанией Google при производстве роутера Google OnHub).

Причиной, по которой роутеры с Wi-Fi 6 стали появляться, стал возросший спрос на ещё более высокую скорость подключения к интернету, а также на более высокую пропускную способность внутри сети. Всё это в свою очередь обусловлено растущим числом беспроводных гаджетов в современных домохозяйствах: сегодня к Wi-Fi подключаются не только ноутбуки и мобильные телефоны, но и телевизоры (телевещание также постепенно уходит в "онлайн"), устройства инфраструктуры умного дома, игровые приставки и мультимедиа устройства, в том числе использующие дополненную и виртуальную реальность. Иными словами, если не брать в расчёт мобильный интернет, то Wi-Fi становится главной средой передачи информации, и эта среда требует усовершенствований с течением времени.

Модель Archer AX50 как раз предназначена для современных домохозяйств, которым нужна мощная основа для выхода в интернет и подключения большого числа клиентов - с заделом на несколько лет вперёд.

Говоря о дальнейших рыночных перспективах, можно отметить следующее:

Будет расти число клиентов, которые можно будет подключать к инфраструктуре Wi-Fi 6;

Будет расти число технологий, которые будут задействовать скорости Wi-Fi 6;

Инфраструктура умного дома будет развиваться, и она всё в большей степени будет опираться именно на Wi-Fi;

Компания TP-Link в свою очередь будет представлять на международном и российском рынке модели, отвечающие требованиям современных пользователей.

Мы обладаем крупными производственными мощностями, а также несколькими исследовательскими центрами в Азии и США - что позволит нам быстро адаптировать эти требования в новые продукты и разработки. "


Завершающие слова:

В последнее время новые роутеры TP-Link линейки Archer удовлетворяют растущую потребность в улучшенных решениях для подключения, поскольку потребители продолжают интегрировать более интеллектуальные устройства в свои дома, которым требуется растущая пропускная способность.

Новый летательный аппарат под названием "Летающая Гондола" оптимизирует летные характеристики за счет технологии управления центром тяжести. Надежность, которая позволяет людям осуществлять безопасные перемещения, является неотъемлемой частью мобильности в воздухе. Однако для того, чтобы широко использовать летательный аппарат "Flying Gondola" ("Летающая Гондола") в качестве средства передвижения в воздушном пространстве, его создатели из Aeronext Inc (Япония) считают, что ключевыми аспектами являются достижения как "безопасности", так и "комфорта". Чтобы каждый пассажир мог легко пользоваться летательным аппаратом без каких-либо причин для сомнений.

Последние новости летательных аппаратов: Японский разработчик Aeronext представил "Летающую гондолу" ("Flying Gondola") для удобства передвижения по воздуху.

По заявлению разработчика Aeronext, новая концепция мобильного передвижения в воздухе "Flying Gondola" не только обеспечивает "безопасность", но и "комфорт", которые отличаются от традиционной концепции воздушной мобильности, что в основном фокусируется только на удобстве передвижения пассажиров.


Когда "Летающая Гондола" заменит обычный самолет?

Аппарат "Flying Gondola" предоставляет новый опыт полета, который по словам Aeronext, позволяет пассажиру весело наслаждаться и свободой полета, пейзажами в небе. Развитие идет вперед и следующий проект "Next Mobility" станет первым принципиальным прототипом "Flying Gondola", но об этом далее в обзоре.

Вертикальный взлет и посадка аппарата управляются технологией центра тяжести, под названием "Tiltbody".

Технология, которая является неотъемлемой частью новой концепции летательного аппарата "Flying Gondola", - это недавно анонсированная технология "Tiltbody" (означает собирательный термин для технологии управления центром тяжести, разработанной в Aeronext).

Разработанная технология стабилизирует взлет и посадку самолетов типа VTOL (термин расшифровывается как - вертикальный взлет и посадка). Во время перехода от взлета к горизонтальному полету, в отличие от традиционных самолетов, где ротор закреплен, подвижный рычаг ротора (называемый "рычагом гребного винта") перемещается для достижения оптимальных летных характеристик, сохраняя при этом уровень кабины относительно уровня земли. Возможно, это может означать, что комфорт и безопасность максимально увеличены.

Так же, компанией разрабатывается первый принципиальный прототип одноместного пассажирского самолета Next Mobility. Это прототип, который воплощает новую концепцию воздушной мобильности как у летающей гандолы (Flying Gondola). Он оснащен технологией центра тяжести 4D GRAVITY и недавно анонсированной технологией центра тяжести VTOL Tiltbody. Совершенно новая модель Next Mobility - это первый прототип, представляющий собой модель 1/3 размера одноместного самолета.

Видео обзор полета летающего аппарата Aeronext: Прототип Next Mobility воплощает концепцию "Летающей Гондолы".

В будущем японский разработчик Aeronext обещает анонсировать подобные самолеты, которыми смогут пользоваться несколько человек.

Комментарий, как создавали дрон "Летающую гондолу", от создателей:

Нацуко Ито (Natsuko Ito), глобальный директор по маркетингу Aeronext Inc.:

"Aeronext - это технологический стартап для архитектуры беспилотных летательных аппаратов, основанный в Японии в 2017 году, и мы изобрели уникальную технологию управления центром тяжести 4D GRAVITY®, которая значительно улучшает стабильность.

Мы уже объявили о нескольких концептуальных моделях для конкретных случаев промышленного применения, используя 4D GRAVITY®, например, для использования при доставке и инспекции.

И на этот раз, чтобы более наглядно показать эффективность 4D GRAVITY®, мы создали концепт воздушной мобильной модели "Летающая гондола", оснащенную 4D GRAVITY® и другими запатентованными технологиями, обеспечивающими как безопасность, так и комфорт.

Мы верим, что это реалистичное решение, которое повысит социальную приемлемость воздушной мобильности за счет предоставления людям нового опыта полета.

Мы использовали уникальную "раздельную архитектуру", применив нашу запатентованную технологию 4D GRAVITY®, которая разделяет часть салона и летящую часть так, чтобы салон всегда оставался на одном уровне с землей.

Оригинальная идея 4D GRAVITY® была изобретена нашим техническим директором, господином Судзуки, и эта концептуальная модель "Летающей гондолы" была создана им и его командой инженеров. "


Технические характеристики летательной машины Aeronext и заявленные разработчиком преимущества:

Транспортное средство с дистанционно управляемой автоматической навигацией, не требующее пилота на борту;

Плавный и стабильный переход от взлета к ровному полету;

Удобная посадка в аппарат, потому что сиденье находится на одном уровне с землей.

Пассажиру можно расслабится и наслаждаться беседой по мобильному телефону;

В летательный аппарат легко садиться даже в юбке или на высоких каблуках;

Передняя, левая и правая стороны аппарата закрыты стеклом, чтобы наслаждаться видом полета;

Летательный аппарат оснащен особым образом крыльями и системой пропеллеров для предотвращения столкновения даже в чрезвычайной ситуации при посадке.

Новости и слухи операционных систем: Какие модели Apple-устройств обновятся до iOS 14 и когда выход обновления? Читайте далее.

Если вы отслеживали обновления от команды Apple для iOS, то будет неудивительно, что с каждым новым обновлением Apple составляет список совместимости iPhone. Например, пока iOS 11 и iOS 12 выпускались для iPhone до версии iPhone 5S. Конкретный телефон был исключением для списка совместимости с выходом iOS 13.


Как известно, в своих обновлениях Apple периодически отключает поддержку старых устройств. Предположительная причина изменения списка совместимости, является архитектура процессора устройства. Тем не менее, похоже, что это может быть не так в этом году, когда выйдет iOS 14. По словам французского источника "iPhone Soft", новая система Apple iOS 14 (она все еще находится в разработке) может работать на всех тех iPhone, которые в настоящее время поддерживаются iOS 13. Якобы, это информация от "друга разработчика в Apple".

Естественно, список может пополнится моделями iPhone текущего года (12 и SE 2). Итак, по слухам, если это правда, когда выйдет обновление iOS 14, оно будет доступно для всех моделей iPhone следующего ниже списка:

IPhone 12 Pro Max (только по слухам);
- iPhone 12 Pro (по слухам);
- iPhone 12 (слухи);
- iPhone SE 2 или известный как iPhone 9(пока на слуху);
- iPhone 11 Pro Max;
- iPhone 11 Pro;
- iPhone 11;
- iPhone Xs Max;
- iPhone Xs;
- iPhone X;
- iPhone XR;
- iPhone 8 Plus;
- iPhone 8;
- iPhone 7 Plus;
- iPhone 7;
- iPhone 6s Plus;
- iPhone 6s;
- И модель iPhone SE.

Выходит довольно длинный список моделей телефонов Apple для новой операционки, чем когда-либо прежде. Кроме того, если это так, то обновление также может затронуть медиаплеер iPod Touch 7-го поколения.

Однако такого нельзя сказать о планшетных компьютерах. В отчете добавлено, что дебют через пару месяцев, опять же по слухам, система iPadOS 14 может обойти стороной модель iPad Air 2 и iPad mini 4 (то есть, будет прекращена поддержка планшетов с чипами Apple A8X и A8). Для iPadOS 14 пользователям остается предполагать следующий список:

9,7-дюймовый iPad Pro;
- 10,5-дюймовый iPad Pro;
- 11-дюймовый iPad Pro;
- 12,9-дюймовый iPad Pro;
- iPad Air 3-го поколения;
- iPad 5-го поколения;
- iPad 6-го поколения;
- iPad 7-го поколения;
- И модель iPad Mini 5-го поколения.

Список может пополниться, по слухам, готовящейся к выпуску версией планшета "iPad Pro 5G".

В 2019 году с выходом iOS 13, популярная в России модель iPhone 5s "оказалась без поддержки". Смартфон за свою жизнь получил шесть основных обновлений мобильной операционной системы.

Учитывая, что iPhone SE, iPhone 6S Plus и iPhone 6S были последними моделями iPhone с разъемами для наушников, многие пользователи Apple-смартфонов предпочитали как можно дольше держаться за свои старые iPhone. Поэтому, если вы по-прежнему используете iPhone 2015 года выпуска, то возможно, вы сможете дышать спокойно. Новый слух утверждает, что операционка iOS 14 будет совместима с оригинальным iPhone 6S и iPhone SE.

Новые функции iOS 14 и секреты:

Каким будет iOS 14?

Что касается функциональности новой системы, то абсолютно никакой информации о том, чего же можно ожидать от iOS 14, нет. IT-корпорация Apple, как и каждый год, вероятно, представит новую версию iOS на своей ежегодной конференции WWDC (Worldwide Developers Conference - это всемирная конференция для разработчиков Apple), которая состоится в США примерно в Июне 2020 года. Последняя версия iPadOS тоже дебютирует на этом мероприятии.

В этот день ожидается не только объявление про основные изменения, но и про дату выхода iOS 14 для скачивания разработчикам (для бета-тестирования), и дату выхода для скачивания обычным пользователям.

Мы обязательно напишем обзор, что нового добавят в систему, какие преимущества iOS 14 перед 13 версией. Стоит ли обновлять, про прекращение поддержки и возможно проблемы устройств после обновления.

Резюме о iOS 14:

У Apple есть стимул сохранить поддержку как можно большего числа устройств iPhone и iPad для новой версии iOS 14. Что бы увеличить шанс привлечения пользователей к последним функциям подписных сервисов, таких как Apple Arcade и Apple TV+.

Но, так как, это первый раз, когда мы слышим об iOS 14 в 2020 году, поэтому информация должна быть восприниматься с пониманием, что это слухи. Ведь детали из утечек и слухов иногда неправильно понимаются. Убедиться в реальности прогнозов, мы все сможем только после того, как Apple сама представит новую версию операционной системы, в конце этого года.

Скоро, мы обсудим животрепещущие секреты iOS 14 (характеристики, функции, возможен ли взлом, возникает ли при обновлении ошибка, сколько система занимает Гигабайт в телефоне). Ожидаем хорошие новости для старых устройств.

Новости про самые красивые корпуса для компьютера: Инновационную модель AZZA Pyramid 804 создали как стеклянную пирамиду трансформирующаяся в стол.

Завораживающий взгляд компьютерный корпус Pyramid 804 от компании AZZA предназначен не только для демонстрации одной сборки мощного железа. Он способен поддерживать большинство сборок, которые помещаются в любой обычный корпус средней стойки. Например, поддерживает материнскую плату форм-фактора EATX, видеокарту длиной 300 мм, отсеки для двух SSD-дисков по 2,5 дюйма, отсек для одного HDD-диска на 3,5 дюйма (отсек также совместим с SSD-диском на 2,5 дюйма) и еще поддерживает водяное охлаждение до 360 мм в длину или 120 миллиметровые вентиляторы в количестве трех штук, в нижней части корпуса. Иными словами, можно менять аппаратное обеспечение по мере необходимости или по желанию пользователя компьютера.


Выше упоминалось, что крутой корпус компьютера оснащен встроенным 120-миллиметровым цифровым RGB-вентилятором Hurricane II, который благодаря своей футуристической подсветке будет классной "изюминкой". Но, это еще не вся приятная эстетика для пользователя.

Многофункциональность компьютерного корпуса

Безусловным плюсом является, то что необычный корпус компьютера Pyramid 804 можно демонстрировать окружающим более чем одним способом. Помимо обычной установки на нижнюю поверхность, как пирамиды, производитель также предлагает дополнительную подставку с четырьмя ножками, которая позволяет устанавливать компьютерный корпус "вверх ногами" (перевернутым). Нижняя часть компьютерного корпуса затем становится плоской поверхностью, что позволяет корпусу практично использоваться как стеклянным столом.

Независимо от того, как поступить с этим необычным компьютерным корпусом, он окажется функциональным и приятным на вид в любых обстоятельствах.

Видео обзор на компьютерный корпус AZZA Pyramid 804 с элегантным пирамидальным дизайом:

Физические размеры корпуса-пирамиды AZZA: Высота 585 мм, ширина и длинна основания по 490 мм.

На новой выставке бытовой электроники CES 2020 (в Лас Вегасе, Америке) была представлена огромная коллекция удивительных роботов, предназначенных для выполнения практически любых задач, от повседневных забот до воспитания доброго в человеке. Возможно, как отражение нашего все более напряженного образа жизни, технологическое шоу этого года было также заполнено удивительным количеством роботов, предназначенных для обеспечения товарищеских отношений и облегчения чувства одиночества.

В чём отличие литий─полимерного аккумулятора от ионного?

Подавляющее большинство жителей развитых стран имеют мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Когда вы приобретаете какой-нибудь гаджет в магазине, скорее всего, даже не задумываетесь о типе аккумулятора в нём. И это неудивительно. Технологии быстро развиваются, в том числе, в сфере аккумуляторов. Не так давно в мобильной электронике использовались Ni─Cd аккумуляторы, которые потом сменили Ni─MH. Затем появились литий─ионные, которые быстро завоевали рынок портативных гаджетов. И вот теперь их теснят литий─полимерные батареи. В какой-то момент пользователь начинает задумываться о том, какая аккумуляторная батарея у него. В чём её преимущества и недостатки? В этой заметке мы попытаемся понять, в чём заключается отличие литий─полимерного аккумулятора от литий─ионного.

Работы по созданию аккумуляторов с использованием лития велись достаточно давно. Но первые работоспособные экземпляры для бытовой техники появились только в 70-е годы прошлого столетия. Но тогда это были несовершенные модели с электродами из металлического лития. И эксплуатация таких аккумуляторов проблематичной в плане безопасности. Оставалось много нерешенных проблем с процессом заряда и разряда таких батарей.


Дело в том, что металлический литий очень активен и обладает высоким электрохимическим потенциалом. Его использование в аккумуляторах позволяет значительно увеличить энергетическую плотность. Аккумуляторные батареи с электродами из металлического Li, которые были разработаны первыми, имеют высокое напряжение и большую ёмкость. Однако постоянная работа такого аккумулятора в режиме заряда и разряда приводит к тому, что литиевый электрод изменяется.

Это приводит к тому, что стабильность работы нарушается и возникает угроза воспламенения из-за неконтролируемого протекания реакции в батарее. Аккумуляторный элемент быстро нагревается и, когда температура поднимается до плавления лития, то идёт бурная реакция с воспламенением. С этим были связаны отзывы первых аккумуляторов литиевого типа в потребительской электронике в начале 90-х годов.

В результате учёные стали заниматься разработкой АКБ на основе ионов Li. Из-за того, что пришлось отказаться от использования металлического лития, несколько уменьшилась энергетическая плотность. Но зато были решены проблемы с безопасностью при эксплуатации АКБ. Эти новые аккумуляторы получили название литий─ионных.


Энергетическая плотность литий─ионных аккумуляторов в 2─3 раза (в зависимости от используемых материалов) выше, чем у . При разряде Li─Ion аккумуляторы показывают схожие с Ni─Cd характеристики. Единственное, в чём они им уступают – это работа при сверхвысоких токах разряда (более 10С). К настоящему времени уже выпущено немало различных модификаций литий─ионных аккумуляторов.

Они отличаются материалом, используемым в качестве катода, форм-фактором и по некоторым другим параметрам. Их однозначно характеризует конструкция, в которую входят электроды, погружённые в жидкий электролит, содержащий ионы лития. Этот аккумуляторный элемент помещён в герметичную металлическую оболочку (сталь, алюминий). Для управления процессами заряда и разряда в литий─ионных аккумуляторных батареях есть печатная плата, называемая контроллером.

Чтобы картина по Li─Ion батареям была полной, рассмотрим их преимущества и недостатки.

Преимущества Li─Ion

  • Небольшой саморазряд;
  • Высокая энергетическая плотность и ёмкость по сравнению со щелочными;
  • Один аккумуляторный элемент имеет напряжение около 3,7 вольта. Для кадмиевых и металлогидридных это значение 1,2 вольта. Это позволяет значительно упростить конструкцию. В телефонах, например, используются батареи, имеющие в своём составе только одну банку;
  • Отсутствует эффект памяти, а значит, упрощается обслуживание АКБ.

Недостатки Li─Ion

  • Необходим контроллер. Это печатная плата, которая контролирует напряжение аккумуляторного элемента или элементов, если их несколько. Плата также контролирует максимальный ток разряда, а в некоторых случаях и температуру банки. Без контроллера невозможна безопасная эксплуатация литий─ионной АКБ;
  • Деградация Li─Ion системы идёт даже при хранении. То есть, через год ёмкость батареи ощутимо уменьшается, даже если она не используется. Аккумуляторы других типов (щелочные, свинцово-кислотные) тоже постепенно деградируют в процессе хранения, но у них это менее выражено;
  • Цена литий─ионных выше, чем кадмиевых или .


Возможности литий─ионной технологии не выработаны до конца. Поэтому постоянно появляются новые батареи, где решаются те или иные проблемы этого типа АКБ. Подробнее о том, что представляет собой читайте в статье по указанной ссылке.

Li─Pol аккумулятор

Из-за проблем с обеспечением безопасности при заряде-разряде Li─Ion аккумуляторов стали вестись дальнейшие разработки модификаций этих батарей. В результате были разработаны литий─полимерные аккумуляторы. Их отличие от ионных в применяемом электролите. Стоит сказать, что первые разработки в этом направлении велись одновременно с Li─Ion технологией. Ещё в прошлом столетии был впервые использован сухой электролит из твёрдого полимера. По внешнему виду он похож на плёнку из пластика. Этот полимер не проводит ток, но не препятствуйте ионному обмену, который подразумевает движение заряженных атомов или их групп. Помимо содержания в нём электролита, полимер ещё выступает как пористый сепаратор между электродами.



Новая конструкция позволила повысить безопасность и упростить производство аккумуляторов. И ещё более важно то, что литий─полимерные аккумуляторы могут быть выпущены практически любой формы и очень малой толщины (до 1 миллиметра). Это позволяет делать различные устройства, работающие от Li─Pol аккумуляторных батарей, тонкими, компактными и изящными. Некоторые литий─полимерные аккумуляторные батареи могут быть даже вшиты в одежду.

Естественно, что есть и недостатки. В частности, Li─Pol аккумуляторы с сухим электролитом имеют низкую электрическую проводимость в условиях комнатной температуры. Это объясняется тем, что при этой температуре их внутреннее сопротивление большое, что препятствует выдаче разрядного тока, необходимого для работы портативной электроники.

Если нагреть литий─полимерный аккумулятор до 60 градусов Цельсия, то проводимость увеличивается. Понятно, что это не годится для использования в телефонах или планшетах. Однако аккумуляторы с сухим полимером нашли свою нишу на рынке. Их используются в роли запасных источников питания в условиях повышенных температур. Есть варианты, когда ставятся нагревательные элементы для обеспечения температуры, необходимой для нормальной работы аккумулятора.

Здесь стоит пояснить ещё один важный момент. Наверняка все видели, что в смартфонах, планшетах и ноутбуках уже давно используются аккумуляторы с пометкой Li─Pol. Это литий─полимерные аккумуляторы гибридного типа, если так можно выразиться. Они представляют собой нечто среднее между Li─Ion и батареями с сухим полимером. Производители, выпускающие литий─полимерные аккумуляторы, используют в них в роли электролита гелеобразное вещество с ионами лития.

Так, что практически все литий─полимерные аккумуляторы в современных мобильных гаджетах используют гелеобразный электролит. По своей конструкции они представляют собой гибрид ионных и полимерных батарей. В чём же отличие между ионными и полимерными АКБ с гелеобразным электролитом? Их основные электрохимические параметры примерно одинаковы. Отличие таких гибридных АКБ заключается в том, что в них вместо пористого сепаратора используется твёрдый электролит. Он, как говорилось выше, ещё и выполняет роль пористого сепаратора. А электролит в гелеобразном состоянии используется для того, чтобы увеличить электропроводимость ионов.

Литий─полимерные аккумуляторы всё больше распространяются на рынке и за ними будущее. По крайней мере, в сегменте бытовой техники и потребительской электроники. Но пока их внедрение идёт не очень активно. Некоторые эксперты на рынке объясняют это тем, что слишком много средств было вложено в разработку Li─Ion батарей. И инвесторы просто хотят «отбить» вложенные деньги. читайте по ссылке.

Прогресс идет вперед, и на смену традиционно используемым NiCd (никель-кадмиевым) и NiMh (никель-металлогидридным) мы получили возможность использовать литиевые аккумуляторы. При сравнимом весе одного элемента они имеют большую, по сравнению с NiCd и NiMH емкость, кроме того, напряжение элемента у них в три раза выше - 3.6V/элемент вместо 1.2V. Так что для большинства моделей достаточно батареи из двух или трех элементов.

Среди литиевых аккумуляторов различают два основных типа - литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (LiPo, Li-Po или Li-Pol). Разница между ними – в типе используемого электролита. В случае LiIon – это гелевый электролит, в случае LiPo – специальный полимер, насыщенный литийсодержащим раствором. Но для использования в силовых установках моделей наибольшее распространение получили литий-полимерные аккумуляторы, так что в дальнейшем разговор пойдет именно о них. Впрочем, жесткое разделение тут весьма условно, так как оба типа отличаются в основном используемым электролитом, и все, что будет сказано про литий-полимерные аккумуляторы, практически в полной мере относится и к литий-ионным (заряд, разряд, особенности эксплуатации, техника безопасности). С практической точки зрения нас волнует только тот момент, что литий-полимерные аккумуляторы в настоящий момент обеспечивают более высокие разрядные токи. Поэтому на модельном рынке в качестве источника энергии для силовых установок в основном предлагают именно их.

Основные характеристики

Литий-полимерные аккумуляторы при одинаковом весе превосходят по энергоемкости NiCd в 4-5 раз, NiMH в 3-4 раза. Количество рабочих циклов 500- 600, при разрядных токах в 2С до потери емкости в 20% (для сравнения - у NiCd- 1000 циклов, у NiMH – 500). Вообще говоря, каких–либо данных по количеству рабочих циклов пока еще очень мало и к приведенным в данном случае их характеристикам необходимо относиться критически. Кроме того, технология их изготовления совершенствуется, и возможно, что в данный момент цифры по этому типу аккумулятора уже другие. Так же, как и все аккумуляторы, литиевые подвержены старению. Через 2 года батарея теряет около 20% ёмкости.

Из всего многообразия силовых литий-полимерных аккумуляторов, имеющихся в продаже, можно выделить две основные группы - быстроразрядные (Hi discharge) и обычные. Отличаются они между собой максимальным разрядным током - его указывают или в амперах, или в единицах емкости аккумулятора, обозначаемой букой «С». Например, если ток разряда 3С, а емкость аккумулятора – 1 Ач, то ток будет равен 3 А.

Максимальный ток разряда обычных аккумуляторов, как правило, не превышает 3С, некоторые производители указывают 5С. Быстроразрядные аккумуляторы допускают ток разряда до 8-10С. Такие аккумуляторы несколько тяжелее своих слаботочных собратьев (примерно на 20%), и в названии у них после цифр емкости присутствуют буквы HD или HC, например KKM1500 – обычный аккумулятор емкостью 1500 мАч, а KKM1500HD – быстроразрядный. Хочется сразу сделать небольшое замечание для любителей экспериментов. В бытовой технике быстроразрядные аккумуляторы не применяются. Поэтому если вас посетит идея добыть по дешевке аккумулятор из сотового телефона или видеокамеры, то на хороший результат тут рассчитывать сложно. Скорее всего, такая батарея очень быстро умрет из-за нарушения предусмотренных режимов эксплуатации.

Области применения и стоимость

Применение литий-полимерных аккумуляторов позволяет решить две важные задачи - увеличить время работы мотора и снизить вес батареи.

При замене батареи 8.4 V NiMH 650 мАч двумя обычными, не быстроразрядными литиевыми аккумуляторами емкостью 2 А*ч, получаем батарею в 3 раза большей емкости, легче на 11 г и с несколько меньшим напряжением (7.2 вольта)! А если использовать быстроразрядные аккумуляторы, вот тогда и большие самолеты могут летать, не уступая в энерговооруженности ДВСу. В подтверждение этому, 7-е место в первенстве мира по пилотажным моделям F3A занял американец на электролете. Причем это была не маленькая жужжалка, а нормальный двухметровый самолет, как у остальных участников, имевших модели с двигателями внутреннего сгорания!

Очень хорошо зарекомендовали себя литий-полимерные аккумуляторы на небольших вертолетах, таких, как Piccolo или Hummingbird - например, даже при использовании стандартного коллекторного мотора время полета на двух банках емкостью 1 Ач составляет более 25 минут! А при замене мотора на бесколлекторный - более 45 минут!

И, конечно, литиевые аккумуляторы просто незаменимы, когда речь идет о комнатных самолетах весом 4-20 г. В этой области NiCd с ними сравниться не может - просто нет таких батарей (например, вес 45 мАч банки-1 г, 150 мАч - 3.2 г), которые при столь малом весе давали бы необходимую мощность - пусть даже в течение 1 минуты!

Единственная область, где пока литий-полимерные аккумуляторы уступают Ni-Cd - это область супервысоких (40-50С) разрядных токов. Но прогресс идет вперед, и, может быть, через пару лет мы услышим про новые успехи в этой области - ведь 2 года назад про быстроразрядные литиевые аккумуляторы тоже никто не слышал...

Вот, для примера, основные характеристики LiPo аккумуляторов Kokam:

Название Емкость, mAh Размеры, мм Вес, г Максимальный ток
Kokam 145 145 27.5х20.4х4.3 3.5 0.7A, 5C
Kokam 340SHC 340 52x33x2.8 9 7А, 20С
Kokam 1020 1020 61x33x5.5 20.5 3А, 3С
Kokam 1500HC 1500 76x40x6.5 35 12А, 8С
Kokam 1575 1575 74x41x5.5 32 7А, 5С

По цене, в пересчете на емкость, литий-полимерные аккумуляторы стоят примерно столько же, сколько NiMH.

Производители

В настоящее время существует несколько фирм-производителей литий- полимерных аккумуляторов. Лидером по количеству выпускаемых аккумуляторов и одним из первых по качеству является Kokam. Также известны фирмы Thunder Power, I-Rate , E-Tec, и Tanic (предположительно, это второе название Thunder Power или же это один из продавцов Thunder Power под своим названием). Посмотреть типы Kokam-а можно на сайте www.fmadirect.com , батареи разных производителей предлагаются на сайте www.b-p-p.com и www.lightflightrc.com .

Есть еще Platinum Polymer, предлагаемый на сайте www.batteriesamerica.com , предположительно - это другое название I-Rate .

Ассортимент емкости аккумуляторов весьма широк – от 50 до 3000мАч. Для получения больших емкостей используют параллельное соединение аккумуляторов.

По форме все батареи плоские. Как правило, их толщина меньше самой короткой стороны более чем в 3 раза, и выводы делаются с короткой стороны в виде плоских пластин.

I-Rate, насколько мне известно, быстроразрядных аккумуляторов пока не делает, и их аккумуляторы имеют одну особенность: один из электродов у них алюминиевый, и паять его проблематично. Это делает их неудобными при самостоятельной сборке батареи.

Аккумуляторы E-Tec - нечто среднее, они не заявлены как быстроразрядные, но ток их разряда выше, чем у обычных – 5-7С.

Лидерами по популярности являются Kokam и Thunder Power, причем Kokam в основном используют в легких и средних моделях, а Thunder Power на средних, больших и гигантских (более 10 кг!). Очевидно, это обусловлено ценой и наличием в ассортименте мощных сборок - до 30 вольт и 8Ач емкостью. Далее идут Tanic и E-tec, а вот про I-rate упоминаний мало. Platinum Polymer популярен почему-то только в Америке, причем используют его почти исключительно на медленных слоуфлаерах.

Зарядка литий-полимерных аккумуляторов

Заряд аккумуляторов осуществляется по достаточно простому алгоритму - заряд от источника постоянного напряжения 4.20 вольт/элемент с ограничением тока в 1С. Заряд считается завершенным, когда ток упадет до 0.1-0.2С. После перехода в режим стабилизации напряжения при токе в 1С аккумулятор набирает примерно 70-80% емкости. Для полной зарядки необходимо время около 2-х часов. К зарядному устройству предъявляются достаточно жесткие требования по точности поддержания напряжения в конце заряда - не хуже 0.01 в/банку.

Из представленных на рынке зарядных устройств можно выделить основных типа - простые, не «компьютерные» зарядники, в ценовой категории 10-40$, предназначенные только для литиевых аккумуляторов, и универсальные - в ценовой категории 120-400$, предназначенные для различных типов аккумуляторов, в том числе и для LiPo и Li-Ion.

Первые, как правило, имеют только светодиодную индикацию заряда, количество банок и ток в них выставляются перемычками. Достоинство таких зарядных устройств - низкая цена. Главный недостаток – некоторые из них не умеют правильно показывать окончание заряда. Они показывают лишь момент перехода от режима стабилизации тока к режиму стабилизации напряжения, что составляет примерно 70-80% емкости. Для полного окончания заряда надо еще подождать минут 30-40.

У второй группы зарядников возможности намного шире, как правило, они все показывают напряжение, ток и емкость (мАч), которую аккумулятор «принял» в процессе заряда, что позволяет более точно определять, насколько заряжен аккумулятор.

При использовании зарядного устройства самое главное - правильно выставить на заряднике нужное количество банок в батарее и ток заряда. Ток заряда, как правило, равен 1С.

Эксплуатация и меры предосторожности

Можно с уверенностью сказать, что литий-полимерные аккумуляторы самые «нежные» аккумуляторы из существующих, то есть требуют обязательного соблюдения нескольких несложных, но обязательных правил, из-за несоблюдения которых случается или пожар, или аккумулятор «умирает».

Перечислим их в порядке убывания опасности:

  1. Заряд до напряжения, превышающего 4.20 вольт/банку.
  2. Короткое замыкание аккумулятора.
  3. Разряд токами, превышающими нагрузочную способность или нагревающими аккумулятор выше 60°С.
  4. Разряд ниже напряжения 3.00 вольта/банку.
  5. Нагрев аккумулятора выше 60°С.
  6. Разгерметизация аккумулятора.
  7. Хранение в разряженном состоянии.

Невыполнение первых трех пунктов приводит к пожару, всех остальных - к полной или частичной потере емкости.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

Чтобы не было пожара, надо иметь нормальный зарядник и правильно выставлять на нем число заряжаемых банок. Необходимо также использовать разъемы, исключающие возможность короткого замыкания батареи (из-за этого у моего друга обгорел стол, на котором заряжались аккумуляторы, и занавеска) и контролировать ток, потребляемый мотором на «полном газу». Кроме того, не рекомендуется на модели закрывать аккумуляторы со всех сторон от поступления потока воздуха, а если это невозможно, то следует предусмотреть специальные каналы для охлаждения.

В случаях, когда ток, потребляемый двигателем, составляет более 2С, а аккумулятор на модели закрыт со всех сторон, после 5-6 минут работы мотора следует его остановить, а затем вытащить и потрогать аккумулятор - не слишком ли горячий. Дело в том, что после нагрева выше определенной температуры (около 70 градусов) в аккумуляторе начинает идти «цепная реакция», превращающая запасенную им энергию в тепло, аккумулятор буквально растекается, поджигая все, что может гореть.

Если замкнуть почти разряженный аккумулятор, то пожара не будет, он тихо и мирно умрет из-за переразряда...Отсюда следует второе важное правило: следите за напряжением в конце разряда аккумулятора и обязательно отключайте аккумулятор после работы!

Некоторые регуляторы скорости (особенно этим грешат Jeti) не прекращают потребление тока после выключения штатного выключателя. Что заставило чехов принять такое странное решение – не знаю. Но факт остается фактом, практически все модели контроллеров для бесколлекторных моторов Jetti (включая и новую серию "Advanced"), в которых есть BEC, то есть стабилизатор питания приемника и машинок от силового питания, не обеспечивают полное обесточивание цепи штатным выключателем. Отключаются только приемник и сервомашинки, а контроллер продолжает потреблять ток около 20 мА. Это особенно опасно, так как не видно, что питание включено, машинки стоят, мотор молчит... И если забыть о подключенном аккумуляторе на сутки-другие, то окажется, что с ним можно попрощаться - не любит литий глубокого разряда.

Конечно, следует помнить о том, что контроллер двигателя должен уметь работать с литиевыми аккумуляторами, то есть иметь регулируемое напряжение отключения двигателя. И надо не забывать программировать контроллер на нужное количество банок. Впрочем, сейчас появилось новое поколение контроллеров, которые автоматически определяют количество подключенных банок.

Разгерметизация – еще одна причина выхода литиевых аккумуляторов из строя, поскольку внутрь элемента не должен попадать воздух. Это может произойти при повреждении внешнего защитного пакета (аккумулятор запаян в пакет наподобие термоусадочной трубки), в результате удара или повреждения острым предметом, или при сильном перегреве вывода аккумулятора при пайке. Вывод - не ронять с большой высоты и паять аккуратно.

Хранение аккумуляторов, судя по рекомендациям производителей, следует производить в заряженном на 50-70% состоянии, лучше в прохладном месте, при температурах не выше 20°С. Хранение в разряженном состоянии отрицательно сказывается на сроке службы - как и у всех аккумуляторов, у литий-полимерных есть небольшой саморазряд.

Сборка батареи

Для получения батарей с высокой токоотдачей или большой емкости используют параллельное соединение аккумуляторов. Если вы покупаете готовую батарею, то по маркировке можно узнать, сколько в ней банок и как они соединены. Буква P (parallel) после числа обозначает количество соединенных параллельно банок, а S (serial) –последовательно. Например, "Kokam 1500 3S2P" обозначает батарею, соединенную последовательно из 3-х пар аккумуляторов, и каждая пара образована 2-мя параллельно соединенными аккумуляторами емкостью по 1500мач., то есть емкость батареи будет 3000мАч (при соединении параллельно емкость возрастает), а напряжение – 3,7*3 = 11,1В..

Если вы покупаете аккумуляторы отдельно, то перед соединением их в батарею нужно уравнять их потенциалы. Особенно это касается варианта параллельного включения, так как при этом одна банка начнет заряжать другую, и зарядный ток может превысить значение 1С. Желательно все купленные банки перед соединением разрядить до 3-х вольт током 0.1С – 0.2С. Напряжение надо контролировать цифровым вольтметром с точностью не ниже 0.5%. Это обеспечит надежное функционирование батареи в будущем.

Выравнивание потенциалов (балансировку) также желательно проводить даже уже на собранных фирменных батареях перед их первым зарядом, так как многие фирмы, собирающие элементы в батарею, не балансируют их перед сборкой.

Из-за падения емкости в результате эксплуатации ни в коем случае нельзя добавлять новые банки последовательно старым - батарея будет при этом разбалансирована.

Конечно, также нельзя соединять в батарею аккумуляторы разных, даже близких емкостей – например 1800 и 2000 мАч, а также использовать в одной батарее аккумуляторы разных производителей, так как различное внутреннее сопротивление приведет к разбалансировке батареи. При пайке следует соблюдать аккуратность, нельзя допускать перегрева выводов, - это может нарушить герметизацию и навсегда убить еще не успевший полетать аккумулятор. Некоторые типы аккумуляторов Kokam поставляются с уже припаянными кусочками печатной платы к выводам, для удобства распайки проводов. При этом добавляется лишний вес - около 1г на элемент, зато греть места для припайки проводов можно гораздо дольше - стеклотекстолит плохо проводит тепло. Провода с разъемами следует закрепить на корпусе батарее, хотя бы скотчем, чтобы случайно не оторвать вывод под корень.

Нюансы применения

Итак, подчеркнем еще раз самые важные моменты, связанные с использованием литий-полимерных аккумуляторов.

  • Используйте нормальный зарядник.
  • Применяйте разъемы, исключающие возможность замыкания батареи.
  • Не превышайте допустимые токи разряда.
  • Следите за температурой аккумулятора при отсутствии охлаждения.
  • Не разряжайте аккумулятор ниже напряжения 3 V/банку (не забывать отключать аккумулятор после полета!).
  • Не подвергайте батарею ударам.

Приведем еще несколько полезных примеров, вытекающих из ранее сказанного, но неочевидных на первый взгляд.

При использовании коллекторных моторов нужно не допускать ситуаций, когда мотор застопорен (например, модель лежит на земле), а на передатчике дан полный газ. Ток при этом слишком велик, и мы рискуем взорвать батарею (если раньше не сгорит мотор или регулятор). Эта проблема неоднократно обсуждалась в форумах RC Groups . Большинство регуляторов для коллекторных моторов выключают мотор при потере сигнала от передатчика, и, если ваш регулятор умеет это делать, я бы советовал выключать передатчик, если модель упала, например, в траву далеко от вас, - меньше риск при поиске модели задеть ручку газа болтающегося на ремне передатчика и не заметить этого.

В течении долгой эксплуатации батареи ее элементы из-за изначального небольшого разброса емкостей становятся несбалансированными - какие-то банки «стареют» раньше других и теряют свою емкость быстрее. При большем числе банок в батарее процесс идет быстрее.

Отсюда вытекает следующее правило - иногда необходимо контролировать емкость каждого элемента батареи в отдельности. Для этого можно измерить его напряжение в конце заряда. Как часто? Точно это пока установить сложно - слишком мало опыта эксплуатации накоплено. Как правило, рекомендуют примерно через 40-50 циклов после начала эксплуатации раз в 10-20 циклов производить проверку напряжения элементов батареи при заряде для выявления «плохих банок».

Не рекомендуется «высаживать в ноль» батарею, гоняя мотор до тех пор, пока он не перестанет вообще вращаться. Новой батарее такое обращение не повредит, а для немного разбалансированной - это лишний риск разрядить самую «плохую банку» ниже 3-х вольт, из-за чего она еще больше потеряет емкость.

Когда емкости различаются более, чем на 20% - такую батарею без специальных мер заряжать всю целиком нельзя!

Для автоматической балансировки элементов батареи при заряде используют так называемые балансеры (balancer). Это небольшая плата, подключаемая к каждой банке, содержащая нагрузочные резисторы, схему управления и светодиод, показывающий, что напряжение на данной банке достигло уровня 4.17 - 4.19 вольт. При превышении напряжения на отдельном элементе порога в 4.17 вольт балансер замыкает часть тока «на себя», не позволяя напряжению превысить критический порог. По одновременности зажигания светодиодов видно, какие банки имеют меньшую емкость - на их балансере светодиод зажжется первым. К балансерам предъявляется одно важное дополнительное требование- ток, потребляемый ими от батареи в «ждущем» режиме должен быть мал, обычно он составляет 5-10 мкА.

Следует добавить, что от переразряда некоторых банок в разбалансированной батарее балансер не спасает, он служит только для защиты от повреждения элементов при заряде и средством индикации «плохих» элементов в батарее. Вышесказанное относится к батареям, составленным из 3-х и более элементов, для 2-х баночных батарей балансеры, как правило, не применяют.

Существует мнение, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя эксплуатировать при отрицательных температурах. Действительно, в технических характеристиках на батареи указан рабочий диапазон 0-50 °С(при 0 °С сохраняется 80% емкости). Но тем не менее, летать на них при температурах около –10...-15 °С можно. Дело в том, что не надо перед полетом морозить батарею - положите ее в карман, где тепло. А в полете внутреннее выделение тепла в аккумуляторе оказывается в данный момент полезным свойством, не позволяя батарее замерзнуть. Конечно, отдача аккумулятора будет несколько ниже, чем при нормальной температуре.

Заключение

Учитывая, какими темпами двигается технический прогресс в области электрохимии, можно предположить, что будущее за литий-полимерными аккумуляторами - если их не догонят топливные элементы. По мере повышения спроса на аккумуляторы и увеличения объема их выпуска цена будет неизбежно падать, и тогда литий станет, наконец, также распространен, как NiMH. На Западе это время уже полгода как наступило, по крайней мере, в Америке. Популярность электролетов с литий-полимерными аккумуляторами все растет. Хочется надеяться, что бесколлекторные моторы и контроллеры к ним тоже подешевеют, но в этой области прогресс снижения цен движется менее стремительно. Ведь всего два года назад задавался в форуме вопрос - «А кто- нибудь реально летает на brushless?». А про литиевые аккумуляторы тогда упоминания не было вообще...

В общем, поживем - увидим.